Мой дедушка, священник Николай Васильевич Реморов, происходил из
священнического рода.
Отец его - протоиерей г. Кирсанова - Василий Иоаннович Реморов.
Родился дедушка 18 ноября 1875 года, обучался в Тамбовской Духовной
семинарии, которую закончил в 1899 году. После окончания семинарии
определением Кирсановского отделения Епархиального училищного совета
направлен учителем в село.
Сначала он трудился в одно-классной церковно-приходской школе с. Пущина Кирсановского уезда, затем был учителем
образцовой школы и младшим учителем второклассной школы с. Нащекина
того же уезда, а потом вторым учителем Нащекинской второклассной церковно
-
учительской школы.
В 1903 году дедушка был призван на пастырское служение и 1 февраля 1904
года Епископом Тамбовским и Шацким Иннокентием (Беляевым) был
рукоположен во священника и направлен на службу в Успенскую церковь села
Сядемка, где и прослужил до своей смерти.
Церковь, где он служил, была построена при Петре Великом, являясь
уменьшенной копией собора в Петропавловской крепости.
Разрушили её в
семидесятых годах нашего века.
Кроме пастырского послушания, дедушка продолжал и учительствовать до
конца жизни. Первое время он заведовал одно-классной церковно-приходской
школой села Выши Спасского уезда и был там законоучителем. К своим
педагогическим обязанностям относился очень серьёзно. Село Выша от
Сядемки было в семи верстах, о он каждый день бывал там в школе, хотя
родные за это на него и обижались.
В своем селе у о. Николая было очень много крестников. Когда он ходил с
молебнами по приходу, то непременно брал с собой гостинцев для них, да и для
других детей, в особенности же для бедных. Дети отвечали ему любовью. И это
чувствовал даже я, когда с папой - о. Макарием (сын о. Николая - Игорь) был в
Сядемке в начале восьмидесятых годов. Ещё из этой поездки на родину папы и
место служения дедушки меня поразили две вещи: место, где была церковь, и
дедушкина могила.
Церковь стояла на кладбище, и когда её разорили, то жители
огородили два места, где были алтарь (храм был двухпрестольный), а в оградках
этих поставили крест с купола - в одной, крест с колокольни - в другой - «мы
храм похоронили...».
А дедушкина могила была ухоженной, ограда
свежеокрашенная, хотя со дня его смерти прошло более шестидесяти лет.
Значит, не зря он имел много крестников.
С бабушкой Марией Петровной Светловой они повенчались в 1902 году. У
них было четыре сына и три дочери. Дочери все были учительницами, а
сыновья трудились в разных концах страны.
В Тамбовской губернии о. Николай был известен как поэт и писатель.
Свои
сочинения он помещал в Тамбовских епархиальных ведомостях, начиная с 1907
года. Кроме того его стихотворения и сочинения помещались в других изданиях
- «Христианин», «Народное образование», «Козловская газета», «Голос
истины». Отдельным изданием вышла книжка его стихотворений «Святитель
Питирим и его чудеса».
По рассказам папы и дяди Питирима (сын о. Николая) у дедушки было
четыре тома его сочинений, часть из которых была издана. Кроме того, было
ещё четыре или доже больше тетрадей со стихами.
Библиотека о. Николая была обширной и по количеству книг, и по тематике.
Литература духовного содержания, философские сочинения, книги по
педагогике, классика, духовные и светские сочинения зарубежных авторов.
Выписывал он множество журналов и газет. Были также произведения
политического и революционного характера.
К великому сожалению, вся его библиотека и почти всё, что он написал,
сгорело при пожаре, в 1922 году.
Дедушка очень часто служил и всегда проповедовал. Несколько раз он
произносил проповедь в стихах.
Хочу рассказать о двух случаях из его
священнической жизни.
В бытность у протоиерея Михаила Ивановича Сеславинского (это мой
второй дедушка, мамин отец) тот послал о. Николая причастить больного.
Проходит час - о. Николая нет. Посылает сторожа узнать, что с ним. Сторож
приходит и говорит: «О. Николай стоит на коленях». Проходит еще час. Опять
посылает. Ответ тот же: «Стоит на коленях». «Что-то случилось» - И отец
Михаил отправляется узнать, в чем дело.
Оказывается, больной не хотел
простить обиды, которую ему кто-то нанес. Отец Николай сам стал перед ним
на колени и поставил его семью - с тем, чтобы больной простил обидчика.
Когда приехал отец протоиерей, больной уже простил обидчика и был
причащен Святых Тайн.
И ещё один случай. Где-то в 1917-1918 годах собралась сельская сходка. На
неё привели конокрада и хотели с ним покончить самосудом. Кто-то сказал о.
Николаю. Он сразу же пришел на сходку. Вскочил не то на стол, не то на
скамейку: «Братья, Что вы делаете? Как я явлюсь с вами на Страшный Суд? У
вас руки будут в крови несчастного!» Он ещё говорил... Конокрада перестали
бить, и жизнь его была спасена. Была спасена и совесть прихожан.
Скончался батюшка о. Николай 23 февраля 1920 года. Попросил епитрахиль.
Бабушка Мария Петровна поднесла ему. Он очнулся, пришел в память, взял
епитрахиль, надел её и сказал: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во
веки веков» - и умер...
Царство Небесное приснопамятному иерею Николаю и Марии и всем
усопшим сродникам их!
Александр Реморов, протодиакон Вознесенского собора в г. Новосибирске.
Фотография сделана в
Сретенском храме города Бердска 1
февраля 1996г. Слева направо -
Протоиерей Валентин Бирюков,
Архимандрит Макарий (Реморов),
протодиакон Александр Реморов,
иерей Сергий Рогов.
Николай Васильевич Реморов родился в семье священника 18 ноября 1985
года, обучался в Тамбовской Духовной семинарии, которую закончил в 1899
году. После окончания семинарии определением Кирсановского отделения
Епархиального училищного совета направлен учителем в село, где трудился в
одно-классной церковно-приходской школе с. Пущина Кирсановского уезда,
был учителем образцовой школы и младшим учителем второклассной школы с.
Нащекина того же уезда, а потом вторым учителем Нащекинской второклассной
церковно-приходской школы.
1 февраля 1904 года Епископом Тамбовским и Шацким Иннокентием
(Беляевым) он был рукоположен в священника и направлен на службу в
Успенскую церковь села Сядемка, где и прослужил до своей смерти.
Церковь, где он служил, была построена при Петре Великом, являясь
уменьшенной копией собора в Петропавловской крепости. Кроме пастырского
послушания, он продолжал, и учительствовать до конца жизни.
С Марией Петровной Светловой они повенчались в 1902 году. У них
родились четыре сына и три дочери: Борис, Игорь (о. Макарий), Питирим,
Владимир, Зинаида, Нина, София. Дочери все стали учительницами, а сыновья
трудились в разных концах страны.
В Тамбовской губернии о. Николай был известен как поэт и писатель.
Свои
сочинения он помещал в Тамбовских епархиальных ведомостях, начиная с 1907
года. Кроме того его стихотворения и сочинения помещались в других
изданиях: «Христианин», «Народное образование», «Козловская газета»,
«Голос истины». Отдельным изданием вышла книжка его стихотворений
«Святитель Питирим и его чудеса».
По рассказам о. Макария и Питирима Николаевича (сын о. Николая), у него
было четыре тома его сочинений, часть из которых была издана.
Кроме того,
было несколько тетрадей со стихами. Но вся его библиотека и почти всё, что он
написал, сгорело при пожаре, в 1922 году.
Скончался о. Николай 23 февраля 1920 года.
В данном сборнике помещены стихи из тетради, сохранённой Софьей
Николаевной Матвеевой (дочерью о. Николая).
Предисловие написано Александром Реморовым (о. Александром), внуком
о. Николая, сыном о. Макария.
Данные материалы обработаны, скомпонованы и отпечатаны внуком о.
Николая и сыном Нины Николаевны Реморовой - Машенковым Борисом
Николаевичем.
Читать
стихотворения Николая Васильевича Реморова.
|