Архимандрит Макарий (Реморов)

Карта сайта    Главная    Архив   
В раздел
Фотографии из личного архива монахини Елисаветы, дочери Архимандрита Макария.

СТИХОТВОРЕНИЯ Николая Васильевича РЕМОРОВА


Тамбовские исповедники


Александр Реморов — протоиерей Кафедрального Вознесенского собора, ректор Новосибирского православного богословского института. Его жена Татьяна Реморова — регент Архиерейского хора Кафедрального Вознесенского собора, завуч приходской школы

Рассказ С. Панфилова об Архимандрите Макарие - в Сретенском храме Бердска.

АРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ.
Краткое жизнеописание.

Отец Макарий (в миру - Игорь Николаевич Реморов) родился в селе Сядемка Тамбовской губернии 1 марта 1907 года. Батюшка его - отец Николай служил священником в сельской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Человеком он был талантливым. Писал стихи и рассказы, которые публиковались в "Тамбовских епархиальных ведомостях". По благословению Епископа Тамбовского Иннокентия была издана книга духовных стихов отца Николая. В январе 1921 года - во грозные дни русской смуты - он заболел брюшным тифом и 23-го числа почил о Господе, сподобившись перед смертью Причастия Святых и Животворящих Тайн.

Матушка - Мария Петровна (в девичестве - Светлова) - дочь священника.

Семья была большая - семеро детей. Четыре брата и три сестры. Жили в деревянном, одноэтажном доме. Возле дома шумел небольшой сад. Весной распускались яблони, вишни. Теплый ветер легко раскачивал ветви деревьев, и медовый аромат весны проливался в открытые окна дома. Далекий, сладкий запах безмятежного детства.

Матушка хлопотала по хозяйству. Без коровы в селе не прожить. Да курочки, да кошечка. Одной за всем не уследить, вот и приходилось нанимать прислугу. Помогала матушке одна боголюбивая женщина. Отец Николай получал деньги за исправление треб, присылали гонорары из "Епархиальных ведомостей» за стихи и рассказы. Вот и собрались деньги один к одному. Жили относительно сносно.

Родители учили своих детей любви ко Господу, страху Божьему, молитве. Часто ходили на службу в церковь.

Шести лет поступил Игорь Реморов на учебу в школу. А после ее окончания - десяти лет - поехал в Тамбов, чтобы держать экзамены в Духовное училище. Экзамены прошли без особых осложнений. Священная история, русский язык, пение сдались на милость победителя, и Реморова зачислили в первый класс Тамбовского епархиального училища.

Но недолго продолжалось обучение духовной премудрости. Только один класс и пришлось закончить. Грянула революция. Сначала Февральская. Потом - Октябрьская. А следом заполыхала гражданская война. Обучение в Духовном училище пришлось отложить до лучших времен.

Игорь переехал на жительство в уездный город Спаек. При правлении большевиков город переименовали в Беднодемьяновск, а когда революционный поэт в чем-то проштрафился, то в какой-то другой. В Спаске Игорь учился в общеобразовательной школе. Жил на частной квартире. Не забывал посещать храм Божий, молиться. А в свободное время приходил в гости к местному священнику. Он беседовал с Игорем о вере, о Господе. Так и шли дни.

А на летние каникулы Игорь приезжал в Сядемку к матушке. Трудно ей приходилось одной без мужа. В погожие дни ходила она по лугам и полям, собирала лекарственные травы, сушила да сдавала в сельпо. Еще занималась она врачеванием. Читала над травами 90-й псалом "Живый в помощи", потом заваривала и давала пить настой болящему. И - по милости Божьей - отставали от скорбящего все хвора

В волостном селе Кириллове находилась больница И вдруг фельдшер больничный с удивлением замечает, что к нему на прием перестали приходить больные. Оно, вроде бы, и ничего - работы поубавилось. Но вместе с работой похудели и доходы фельдшера. Все-таки, какие-никакие, а приношения от больных подмасливали больничное содержание лекаря. Начал он справляться, что да как. И к своему безмерному возмущению узнает, что в селе Сядемка занимается самочинным врачеванием вдова священника (идеологический враг).

Фельдшер садится за стол и, руководимый духом злобы, пишет заявление-донос на матушку Марию. Что такая-то, пользуясь темнотой деревенского народонаселения, занимается незаконным врачеванием, включающим в себя элементы религиозного культа. Прошу принять меры. Получила милиция заявление-донос бдительного фельдшера и, не откладывая дела в долгий ящик, завела уголовное дело на Марию Реморову. В село приезжал следователь, снимал показания.

А вскоре пришла повестка, вызывающая гражданку Реморову на судебное заседание в качестве обвиняемой. Помолилась матушка святителю Николаю Чудотворцу, прочитала 34-й псалом да «Живый в помощи», собралась, поехала. Господь надоумил ее запастись справкой из сельпо о том, что она занимается сбором и сдачей лекарственных трав.

Суд состоялся. Но сколько ни надрывался фельдшер, выступивший в заседании в качестве общественного обвинителя, сколько ни поливал матушку злобой, стараясь представить ее православной фанатичкой, которую следует изолировать от общества, успеха он не имел. Молитвы ко Господу да Николаю Мирликийскому помогли. Судьи вникли в суть дела и, учитывая многодетность матушки да справку из сельпо, признали гражданку Реморову невиновной. Слава Тебе, Господи!

Закончил Игорь школу, получил аттестат. Радоваться бы надо, но особой радости не чувствовалось. А почему? После прихода к власти коммунистов начались повсеместно всякие нововведения. Не миновали они и школу. Старую, славную историю Российской империи задвинули в темный угол. Появились новые учебники, в которых что ни разбойник, то герой. Стенька Разин да Емелька Пугачев. А еще придумали - в подражание Луначарскому с Введенским - диспуты о религии проводить. Игорь - верующий, для него Церковь Православная - Мать, поэтому он несколько раз безбоязненно выступил в защиту Святого Православия. Выступил да и попал на заметку школьным властям. Те и отпечатали Игорю Реморову в документах, что он - сын священника, сам - активный религиозник.

Поехал Игорь в Тамбов. Походил со своими документами, меченными злобой века сего, по государственным учреждениям - нигде не принимают на работу. Хорошо еще, что в то время (НЭП), параллельно госучреждениям существовали частные.

Бывший учитель Семен Яковлевич Красильников содержал курсы бухгалтеров. Пришел Игорь на поклон к Семену Яковлевичу. Того не смутило, что Игорь сын священника. Ну и ладно. Активный религиозник? Пожалуйста. Платите за шестимесячные курсы деньги и учитесь на здоровье.

Так Игорь Николаевич Реморов получил профессию бухгалтера. Устроился он на работу счетоводом в сельпо в родном селе. Вступил в профсоюзную организацию. Трудился на совесть. Сослуживцы полюбили нового сотрудника.

Но не дремал исконный враг человеческого спасения - князь мира сего, воздвигая брань против рабов Божиих, которые хотят жить благочестиво.

Жил в селе ярый коммунист. Он вел в селе партийную пропаганду и агитацию. Возглавлял комитет бедноты. Для него сельская церковь, что кость в горле. Конкуренты. Идеологические враги. Фамилия у него была соответствующая. Если дьявол - обезьяна Бога, то служитель его -Мартышкин.

Не мог не заметить Мартышкин нового счетовода. Когда же он узнал, что Игорь Николаевич - сын священника, посещает церковь, прилежно молится, соблюдает посты, то мартышкинское возмущение не знало предела. Действовал Мартышкин банально - написал сигнал-донос в карательные органы: разберитесь!

Из милиции в сельпо прислали запрос: почему в вашем потребительском обществе работает сын священника? Сам тон запроса явно указывал на то, чтобы сельпо рассчитало своего счетовода. Но потребительское начальство не вняло совету - зачем терять хорошего работника? Послали ответ, что Игорь Николаевич - примерный гражданин, член профсоюза, член правления потребительского общества. Поэтому -извините! На том и порешили.

В 1927 году Игорь Николаевич женился. Взял он себе в жены дочь священника Валентину Михайловну Сеславинскую. Обвенчались. Мир да любовь!

В этом же 1927 году закончил свой земной путь сельский священник. Прихожане стали думать - кем бы заменить почившего батюшку? Собрались в храме после Литургии на совет. Обратилось общество к Игорю Николаевичу:

- Игорь Николаевич, ты человек грамотный, в Духовном училище занимался. Поэтому тебе Сам Бог велел заступить на место почившего.

Игорь Николаевич не стал отказываться. Прихожане оформили протокол об избрании Реморова на должность священника. С тем и поехал Игорь Николаевич в город Моршанск к Владыке Иоанну. Владыка принял его милостиво. Устроил небольшой экзамен, поспрашивал по священной истории, проверяя знания новопосвящаемого. Игорь Николаевич отвечал толково, и Владыка, улыбнувшись, промолвил: -Достоин!

Посвятили Игоря Николаевича во дьякона, а потом рукоположили во священника. (Уже в Новосибирске, спустя много лет, отец Игорь принял монашеский постриг с именем - Макарий. Так я и стану его именовать - отец Макарий.) Вернулся он домой, заступил на место усопшего, начал служение Господу. Вместе с отцом Макарием служил отец Василий Сладкопевцев - священник лет шестидесяти. Он обладал отменным слухом, оправдывая свою фамилию. Он хорошо поставил церковное пение. На клиросе сладкозвучно пели два псаломщика.

Жена отца Василия умерла. Жил он одиноко, но не унывал, уповая на милость Божию. Отец Василий, подобно отцу Иоанну Кронштадскому, любил свежий воздух. Всегда говорил:

- Самое главное для здоровья - свежий воздух!

И в любое время года держал форточку в квартире настежь.

Два года службы молодого священника прошли относительно благополучно. Однако, постепенно, безбожный мир начал наступать на батюшку. Стали отца Макария прижимать налогами. Сегодня одна сумма взноса. Завтра - в несколько раз выше. Когда сумма налогов превысила все допустимые уровни, то отец Макарий сказал сельсоветчикам: - Все. Хватит. Нет у меня таких денег. Отказываюсь платить. И ушел домой.

А следом за ним пришли специальные люди из сельсовета с повесткой: - Вы, как злостные неплательщики, подлежите выселению. А дом вместе с имуществом подлежит конфискации в счет погашения долга.

Выгнали батюшку с матушкой из дома в чем они были. А селян застращали: -Кто попа возьмет на постой, тот лишится всех прав.

Первое время пожили гонимые у келейницы. Жили в селе девушки, которым Господь не дал жениха. Так они вместо земного уневестили себя Небесному - Господу нашему Иисусу Христу. Они ходили по домам, читали Псалтирь по усопшим. А вскоре пригласила отца Макария с матушкой к себе на квартиру просвирня Мария Яковлевна Васильева. И слава Богу!

За делами, за тревогами подошел праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Скоро на службу собираться, а тут прибежал из сельсовета посыльный до отца Макария: - Собирайтесь, батюшка, в сельсовет кличут. Встретил отца Макария председатель, говорит с порога: - Придется вам, батюшка, в чулане посидеть. А за что? Почему? - не объяснил.

Отомкнул дверь, а в узилище уже отец Василий томится. Без свежего воздуха мается. Попали отец Макарий и отец Василий под арест.

Собрались на вечернее Богослужение прихожане, а ни звона колокольного, ни батюшек нет. Загудели православные: что случилось? А кто-то знающий крикнул:

- Да в сельсовете они сидят под замком. Возмутились православные духом, особенно женщины: -Бабоньки, надо батюшек из беды выручать! Подступили к сельсовету возмущенной толпой. Кричат председателю в окна: - Что удумал, окаянный! Выпускай батюшек из неволи!

Струхнул председатель немного. Посмотрел на раскрасневшиеся лица крестьянок, сразу смекнул: только попади к таким на расправу - враз холку намнут. Загремел ключами: -Выходите!

Освободить-то освободил, но в душе затаил ненависть: погодите ужо!

Бабоньки радостно встретили освобожденных. Пошли по селу к храму, словно Крестным ходом. Впереди батюшки, а вокруг православные Марии, Марфы.

Прошло какое-то время, и нагрянула в село милиция. Арестовали батюшек - отца Василия и отца Макария. Предъявили им обвинение: контрреволюционное выступление. Статья 58, пункт 10. Дескать, подбили на бунт против советской власти несознательных женщин.

Снова посадили священников под замок. Теперь уже никакие уговоры не помогли: молчать! А то вместе с попами загремите в те края, куда Макар телят не гонял.

Через две недели после ареста отца Василия и отца Макария отправили под конвоем в Тамбов. Лето. Благодать. Природа радуется, хвалит Господа за неизреченные милости. Жить бы людям да радоваться, благодарить Господа. Так нет. Вражда поднимает народ на народ, царство на царство, брата на брата. Господи, помилуй!

Подошел поезд, идущий на Тамбов. Усадил конвойный батюшек, сам расположился напротив. Ехали священники в подрясниках. Заглядывали любопытные, шептались: - Попов везут, попов везут!

В Тамбове батюшек ждала тюрьма. Направили их в общую камеру. Сидело в ней человек тридцать. Народ все больше приличный. Уголовного хулиганья - по счастью - не было. В соседней камере вели бесконечные споры троцкисты. Встречаясь на прогулках со священниками, они презрительно кривились: - А, опиум для народа.

Следователь просмотрел дело о контрреволюционном выступлении. Несколько раз вызывал на допросы. Батюшки только пожимали плечами: - Видит Бог, что оклеветали нас, возвели напраслину.

Просидели они в тюрьме два месяца, и Господь помог им. Следователь посчитал, что нет достаточных оснований для передачи дела в суд. Поэтому - вы свободны. Отверзлись тюремные двери. Свобода.

Вернулись батюшки домой. То-то была радость для матушки Валентины, когда она встретила вернувшегося мужа. Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!

Но недолго радовались отец Макарий и матушка Валентина покою. Грянуло время "казней египетских" - «великий перелом» -. коллективизация.

В Тамбове по-иному взглянули на дело сельских священников. Следователю дали нагоняй за халатность. Дело же принялись раскручивать. Арестовали батюшек, а вместе с ними человек семь сельчан. Двух келейниц - ругали советскую власть, пели частушки против пионеров. Справных крестьян, объявив кого кулаком, кого подкулачником. Имеешь мельницу — значит, враг. Хорошо работаешь, но на себя - враг.

В селе состоялась выездная сессия суда. Показательный процесс. Все было решено заранее.

Главный смысл коллективизации, план князя мира сего, состоял в том, чтобы оторвать крестьян от родной землицы, лишить корней, превратить в наемных рабочих, не имеющих частной собственности. Только пролетарий, не имея отечества, приобретает весь мир. Поэтому, чтобы село не рождало контрреволюцию, надо было превратить его, уподобить городу. Поэтому: колхоз - это зерновая фабрика. И другие дьявольские штучки.

Конечно, на этом пути (обольстительном по сути) вставал главный враг советской власти (как считали большевики) - Русская Православная Церковь. Основной, убийственный удар предназначался Ей.

Суд проходил в школе. Народу набился полный зал. Вздыхали, слушая чеканные слова обвинителей, чувствуя свою беспомощность перед судебным молохом.

Предоставили последнее слово. Отец Макарий сказал: - Видно невооруженным глазом всю напраслину обвинения, возводимого на нас. Просто - это политика партии: смести слица земли Православие. Тщетные усилия. Напрасно все это, напрасно...

Священникам вынесли приговор: учитывая опасность содеянного, приговорить к исключительной мере социальной защиты - расстрелу. Словно обухом по голове. Другим - различные сроки заключения.

Каково было матушке Валентине, бывшей на седьмом месяце беременности, услышать слова расстрельного приговора?

В зале зашумели, заплакали...

Вывели приговоренных из школы под конвоем, посадили на подводу и повезли на станцию Земетчина. Временно заключили в общую камеру пересыльной тюрьмы. Вскоре отконвоировали в город Моршанск, в котором отец Макарий принял посвящение на службу Господу.

Священников разлучили. Отца Макария водворили в одну камеру с изобретателем, похожим внешне на Ленина. Изобретатель тоже имел расстрельный приговор.

Отец Макарий не унывал, помня завет своей матушки Марии -«читай, сынок, молитву ко святителю Николаю Чудотворцу, 34-й псалом да «Живый в помощи», уповай на милость Господа». Он усердно молился. Господь не оставлял Своего раба, посылая духовное утешение в скорби. Отец Макарий смирился и возложил упование на Господа.

Родственники отца Макария написали кассационную жалобу о несправедливости и жестокости приговора. Молили о помиловании. Отправили ее по инстанции, уповая на милость Божию. И Господь не оставил Своих рабов в гонении. Приговор о расстреле заменили ссылкой и пятилетним поражением в правах. Определили место ссылки - город Бийск. Помиловали и отца Василия. Сослали его в Ачинск.

Путь отца Макария лежал через Самару — Новосибирск — Барнаул — в Бийск. По пути следования в каждом из городов приходилось по месяцу, два жить в пересыльных тюрьмах. Выводили на работу. Труд - тяжелый, безрадостный, выматывающий силы. Кормили плохо. В камерах - тесно от заключенных. Параша - спутница тюрем. Вонь. Духота. И - строгое отношение начальства.

Господь посылал иногда маленькие радости. В Самаре в тюремном дворике на прогулке отец Макарий встречался с православным Епископом.

- Подойдешь к нему, попросишь благословения, - рассказывал мне отец Макарий, - и на душе легче становится. Словно Ангелы запоют.

Наконец, отец Макарий добрался до Бийска. В милиции у него сняли отпечатки пальцев, выдали документы, удостоверяющие личность владельца, обязали раз в неделю приходить - отмечаться. Вы свободны.

Вышел отец Макарий на свежий воздух, призадумался: куда идти? Возле милиции шумел рынок, частники продавали всякую снедь. Посмотрел отец Макарий на буйство разносолов, голова пошла кругом. После тюремной голодухи - рай да и только. Тюремный врач как-то посоветовал отцу Макарию: - Вам витамины необходимы, отощение у вас. Хорошо бы свежих огурчиков поесть.

Вспомнил отец Макарий про совет врача, купил огурцов, пожевал сочной, зеленой мякоти. Рядом с рынком стояла церковь: живоцерковцев. Другая - патриаршья - была вдалеке от рынка. Километрах в четырех. Вечерело. Надо было искать место для ночлега. По незнанию отец Макарай постучался к живоцерковцам. Отец Николай принял гостеприимно: -Проходите, проходите, батюшка.

Приветил, угостил ужином, уложил спать. А ночью - схватило у отца Макария живот. До утра бегал он на двор. Не на пользу пошли ему и огурцы, и гостеприимство отца Николая.

Утром измерили температуру- 39 градусов. Пошел отец Макарий в больницу. Врач, не долго думая, определил: тиф и уложил отца Макария в одну палату с тифозными. А когда разобрались, то поняли, что не тиф был у батюшки, а расстройство желудка, отвыкшего от человеческой пищи.

Выписался отец Макарий из больницы, снова пришел на рынок. Стоял август 1930 года. На рынке и приметил отца Макария церковный староста села Грязнухи Николай Петрович Погодин. Видит: стоит худой, изможденный, молодой человек в подряснике. Николай Петрович спрашивает его: - Вы священник? -Да.

- Поедемте к нам в Грязнуху служить. У нас надобность в батюшке. Обрадовался отец Макарий: - Видно, вас ко мне Сам Господь послал.

В то время в Бийске служил Епископ Никита. Отец Макарий вместе с Николаем Петровичем попали к нему на прием. Рассказали про свое дело и попросили: - Владыка, благословите отца Макария на службу в село Грязнуха.

- Бог благословит!

Выдал Владыка отцу Макарию десять рублей на дорогу. Простились.  Бийская милиция обязала: - Встанете на учет в районном центре - селе Смоленское.

Смоленское лежит в 20-ти километрах от Грязнухи, поэтому местная милиция сделала для отца Макария поблажку - приезжать отмечаться раз в две недели.

В Грязнухе собрали церковный совет. Николай Петрович представил обществу отца Макария. Его спросили: - Какую вам, батюшка, положить зарплату за службу?

Отец Макарий грустно улыбнулся: какая там зарплата. Были бы хлеб насущный да место, где переночевать.

На Рождественский сочельник 1931 года приехала матушка Валентина. Сколько было радости. Вместе встречали Рождество Христово. Получалось так, что они словно родились вновь вместе со Христом для новой жизни.

Осенью 1931 года докатилась коллективизация до Грязнухи. Но на этот раз обошлось без ареста. Господь хранил Своего раба. Вызвали отца Макария в сельсовет, предупредили: - Уезжайте, батюшка, из Грязнухи, пока не поздно. Спаси, Господи, добрых людей!

Нашли лошадь, погрузили скарб, поскакали в Смоленское. Снялся отец Макарий в отделении милиции с учета и вернулся в Бийск. Раба Божия Татьяна Карповна сдала для жилья баньку. И на том - слава Богу!

В Бийске начались гонения на Православную Церковь. Безбожники закрыли Александровский собор. Устроили в нем котлозавод. Много православных христиан приняли мученический венец, безбоязненно исповедуя перед гонителями веру в Спасителя.

Арестовали чекисты в Бийске трех православных: иерея Александра, иерея Онисима, дьякона Прокопия. Привели на допрос. Началась обычная процедура снятия показаний. А потом следователь и говорит:

- Нам важно, чтобы вы публично раскаялись в своей вере и отреклись от Христа. Если вы согласитесь, то мы вас накормим, сводим в баню. Все будет хорошо!

Переглянулись православные. Лукавый во все веки оставался одним и тем же. Предлагал блага земные в обмен на поклонение своей гордыне.

Православные предпочли кратковременным удовольствиям бренной жизни - спасение души. Разрешиться от уз и быть со Христом.

Узнав об отказе подчиниться, следователь разгорячился. Лукавая улыбка уступила место звериному оскалу.

- Хорошо же, - сказал он угрожающе.

Арестованных, подобно мученикам первых веков христианства, предали на мучения. Били, раздевали донага и подводили к вентилятору, который гнал холодную струю воздуха. Тело коченело от холода, спазмы сотрясали утробу. Но православные стойко переносили муку.

- Отрекитесь, - ревел следователь - маленький декий нашего века. Но натыкался на мужественный ответ христолюбцев:

-Нет!

Тогда их отвели в подвал и безжалостно расстреляли. Души мучеников приняли на руки Ангелы и отнесли в обители небесные, где они пребывают со Христом, которому остались верны до смерти.

Церковного старосту Александра, который не отрекся от Христа, привели на берег реки Бии. Бросили его в прорубь. Постояли человекоубийцы немного, подождали результата содеянного, решили: утоп! - и убрались восвояси.

Но Александр уцелел. Выбрался он из проруби. Дрожа от холода, побежал домой. Да не поостерегся. Кто-то из соседей приметил его возвращение и донес в органы. Взяли Александра по-новой. На этот раз исполнили казнь со рвением. Утопили церковного старосту.

Помяни, Господи, мученика Александра во Царствии Твоем!

Отец Макарий до войны жил в миру. Трудился. Во время войны был мобилизован. Праздновал победу в Германии возле города Найденбурга.

Матушка Валентина жила во время войны в Бийске. Получал отец Макарий от нее письма. Читал. - Отец, - писала матушка Валентина, - недавно заходил ко мне инженер Петр Герасимович. Вы с ним трудились на заготбазе. Зашел и с порога восторженно так объявляет: - Знаете, матушка, ведь Бог-то существует!

Подивилась я его словам. А он поведал мне историю, которая недавно с ним приключилась.

- Перевозили на машинах сыр. Срочный госзаказ для действующей армии. Подъехали к Бии. На том берегу железнодорожная станция. А лед на реке непрочный. Вот-вот ледоход начнется. Подумал я, подумал: если не доставлю груз вовремя - по шапке получу. Решил: а - а, пропадай моя головушка, хуже не будет.

Тронулись машины. Только пошли по льду, как - хрясть! - начался ледоход. Гибель заглянула в глаза. И вдруг - точно по вдохновению свыше - все возопили ко Господу: -Господи, помоги!

Молились с плачем сердечным, и Господь помиловал. Внезапно лед остановился, и машины благополучно перебрались через реку.

Дивны дела Твои, Господи!

После войны отец Макарий вернулся в Бийск и поступил на службу в госучреждение.

Но пришло время, и Господь призвал раба Своего на служение Себе. Написал отец Макарий прошение с просьбой принять в церковный штат. Отправил в Новосибирское епархиальное управление. Долго ждал ответа, словно Господь испытывал терпение раба Своего. Наконец, пришел ответ: «Если желаете, то назначаетесь приходским священником в село Большой Улуй».

Оно расположено рядом с Ачинском, где отбывал ссылку отец Василий Сладкопевцев.

Возрадовался отец Макарий сердцем. Быстро собрался и поехал в Большой Улуй. 22-го марта 1958 года был на месте. С волнением вошел под своды деревянного храма. Душа радостно вздохнула: дома!

Время было довольно свободное в отношении пастырского служения. Отец Макарий разъезжал по соседним селам, совершал требы, проповедовал Слово Божие. Но вскоре закончилась относительная терпимость государства. Снова дух тьмы ополчился на Православие. Коммунисты грозили, что закроют церковь, запрещали детям посещать Богослужение. А с некоторых пор в храм Божий стала наведываться женщина - третий секретарь райкома. Придет, встанет возле стеночки. Молиться не молится, а внимательно смотрит за тем, что в храме происходит, ищет крамолу. Да в книжку не забывает заносить какие-то заметки.

Отец Макарий произнес проповедь, в которой были слова Господа: «Не мечите бисера перед свиньями».

Вскоре в районной газете появилась заметка, в которой говорилось, что священник оскорбил женщину.

Поставили православные на колокольню решетки. Сразу заметка в газете: «чтобы голуби не залетали. Голубь - птица Божия. Позор священнику!» Так служила партийная активистка духу погибели. Но Господь вступился за Своих рабов.

Муж партийной активистки был горьким пьяницей. Однажды в сильном подпитии ворвался он в храм. Отец Макарий читал проповедь. Послушал, послушал пьяница слова пастыря да как заорет: - Не слушайте провокатора! Врет он все!

Подскочил к батюшке, схватил за наперсный крест и поволок отца Макария с пастырского места. Цепь лопнула, пьяница качнулся. Обступили, его православные со всех сторон: -Ступай прочь!

А он - в драку! Кому - в лоб, кому - под глаз. Но - подхватили буяна под микитки, спустили с крыльца, чтобы не сквернил храм Божий. Начальник милиции, узнав про буйство в храме, возмутился: - Надо этого пьяницу в чувство привести!

И завел уголовное дело. Отец Макарий сказал следователю: - Нам Евангелие велит прощать врагов. Следователь ответил: - А Уголовный кодекс -.нет!

Осудили хулигана на три года лишения свободы. Господи, помилуй!

Но продолжали искушать Господа безбожники. Пришел как-то в храм Божий работник банка. В кураже начал издеваться над верой православной, развязано говорил в безумии своем: - Бога нет! Если он есть, то пусть меня накажет!

Сказал и победоносно посмотрел вокруг, словно гордясь своей смелостью.

Гром небесный не расшиб его на месте. Случилось другое, худшее. Вдруг в церковь забегает родственник безумца и с плачем говорит: - Слушай, только что твоего сына машиной убило!

Затрясло несчастного от рыданий. Понял он, что натворил в безумии своем. Потом он приходил к отцу Макарию, жаловался на судьбу, плакал, укорял себя. Отец Макарий утешал несчастного пастырским словом: - Поймите, что Бог поругаем не бывает. Вы убедились, что Бог есть. Так служите Ему. Вы еще молодой человек. Будут у вас другие дети.

Похоронили ребенка по-православному. В местной же газете появилась мерзкая заметка: «священник использует смерть ребенка для пропаганды религии". Господи, помилуй!

Отец Макарий служил Господу и в других местах России - Ново-Березовке, Колывани, Новосибирске. Везде он с верой и любовью исполнял свой пастырский долг.

В Новосибирске Владыка Гедеон посвятил отца Макария во архимандрита (матушка Валентина умерла, и отец Макарий принял монашество). Благословил на службу-молебен изгнания духов злобы поднебесной. Когда батюшка вышел за штат, то его пригласил отец Александр Пивоваров в Тобольск - послужить при мощах святителя Иоанна Тобольского Чудотворца.

Года три назад отец Макарий поехал в Бердск к дочери. В Бердске он продолжает служить во славу Божию. В Сретенской церкви отец Макарий служит молебны о исцелении болящих, уязвленных духом злобы. Спаси, Господи, отца Макария!

1994 год.


Архимандрит Макарий (Реморов) опочил, от трудов праведных во славу Божию 8-го декабря 1998 года около восьми часов вечера. 9 декабря тело усопшего пастыря перевезли в новостроящийся храм, один Престол которого освящен во имя трех святителей. По усопшему читали Евангелие. 10 декабря, после торжественного чина отпевания, тело архимандрита Макария было предано земле возле строящегося храма города Бердска. (Преображенский Кафедральный Собор. прим. в.м.)

Упокой, Господи, душу отца Макария в селениях праведных!

Аминь.


Из книги "И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ"  Издательство "Русич - М" Новосибирск 1999г. Автор Сергей Панфилов.

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня:
 
Комфорт и легкость в цветных линзах. Линзы Illusion на ochkov.net.