ДУХОВНАЯ ВЫСТАВКА СИБИРИ

      

Главная         Газета Бердск православный        Архив новостей 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ ВЫСТАВОК:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ


Возникновение русского книгопечатания и духовное просвещение Сибири


Из опыта духовного образования студентов в Новосибирском государственном педагогическом университете
О деятельности Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
Храм и город: исторический опыт созидания

Призрение, как вид благотворительной деятельности, осуществляемой русской православной церковью на территории Томской епархии в конце XIX - начале XX веков
Народные художественные промыслы России

ВСЕСИБИРСКАЯ ДУХОВНАЯ ВЫСТАВКА

ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СЛОВА УЧАСТНИКАМ ВЫСТАВКИ

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Величаем вас, святии рявноапостольнии Кириллеи и Мефодие, вся словенскня страны ученьми своими просветившимися и ко Христу приведшии». (Величание святым Кириллу и Мефодию)

Всесчестные архипастыри и пастыри, досточтимые руководители Новосибирской области и города Новосибирска, возлюбленные о Христе братья и сестры — участники и гости празднования Дней славянской письменности и культуры в Новосибирске!

В эти святые и радостные дни, когда пасхальные песнопения сочетаются с церковными величаниями в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских, город Новосибирск стал центром всероссийского празднования Дней славянской письменности и культуры. Впервые в отечественной истории эстафету этого замечательного торжества принял сибирский город — крупнейший научный и культурный центр Новосибирск.

На протяжении почти двух тысячелетий Церковь Христова неизменно руководствуется заповедью, после Воскресения данной Спасителем Своим ученикам. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их блюсти все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

С конца ХУ1 века обширнейшая Сибирская страна стала местом миссионерского служения продолжателей дела святых Кирилла и Мефодия — православных миссионеров Русской Церкви. Благодаря их апостольским трудам, как свидетельствует Сибирская Летопись, «солнце евангельское Сибирскую землю осия и псаломский гром огласи, наипаче же во многих местех поставиша града и святыя Божия Церкви, и монастыри создаша на славословие Отцу и Сыну и Святому Духу и на прибежище православным христианам. И мнози невернии, уведевше веру Христову, крестишася во имя Отца и Сына и Святого Духа и от неверия повсюду вернии быша. И благодать просияла по всей Сибирстей земли» (Из « Есиповской летописи»).

Подражая первоучителям славян, православные благовестники российские несли свет Христовой веры всем коренным народам Сибири. Они просвещали их Святым крещением, составляли для них национальную письменность, составляли и переводили первые книги, распространяли грамотность и высокую духовную культуру через устроение школ и библиотек.

Православное просвещение способствовало мирному утверждению на необъятных сибирских просторах российской государственности и содействовало братскому единению русского народа с коренными народами Сибири.

По словам знаменитого исследователя исторического прошлого Сибири Петра Андреевича Словцова, написавшего «Историческое обозрение Сибири», общим правилом русских поселенцев в Сибири было повсеместное устроение часовен, храмов и монастырей. Где русские первопроходцы устраивали зимовье — там воздвигался крест или, впоследствии, часовня. Где строили крепость — там, в первую очередь воздвигали храм. А где ставили город — там, кроме церкви и правления воеводского, устраивали монастырь.

В XX веке Сибирь стала местом великого исповеднического подвига и местом мученической кончины целого сонма новомучеников и исповедников Российских, многие из которых были причислены к лику Святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года, когда весь христианский мир праздновал 2000-летие Рождества Христова. Эти угодники Божий по существу явились продолжателями миссионерской деятельности отечественных благовестников предшествующих времен. Свидетельство словом они подкрепляли примером христианской жизни во Христе и мученической смертью за Господа. Они стали «солью земли» (Мф. 5, 13) и «светом мира» (Мф. 5, 14), освещающим нам путь спасения во Христе, Который есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 16). Память о православных сибирских миссионерах-просветителях и пострадавших в Сибири за веру новомучеников и исповедниках Российских освещает и нынешний церковно-государственный праздник, совершаемый в Новосибирске.

Духовное возрождение Отечества невозможно без обращения к нашим культурно-историческим и духовно-нравственным истокам. Залогом этого возрождения является хранение церковных традиций России. Как завет, обращенный к нам, звучат слова М.В. Ломоносова о том, что «российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славенском языке украшаться будет».

Пусть этот замечательный праздник православного просвещения и славянской культуры поможет нам стать ближе друг к другу в общем деле духовного, гражданского и социального преображения родной земли и укрепления взаимопонимания и мира между всеми народами. Призываю Благословение Божие на всех участников празднования Дней славянской письменности и культуры.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ


Уважаемые участники и гости Всесибирской духовной выставки 2002 года!

Нынешняя Всесибирская Духовная выставка проходит в рамках всероссийского праздника Дня славянской письменности и культуры, центром которого избран город Новосибирск. Этот важный государственно-церковный праздник неразрывно связан с именами создателей славянской письменности — Святых Кирилла и Мефодия.

Отрадно отметить, что неизменной целью Всесибирской Духовной выставки, проводимой не первый год, остается возрождение и развитие высоконравственных основ общества, сохранение истории и святынь отечественной культуры, прочное объединение россиян для общей работы на благо Российского государства.

Надеюсь, эта Духовная выставка принесет радость познания своей истории и культуры, возродит веру в сердцах и подарит надежду на лучшее каждому из нас! Удачи и успехов Вам!

В.А. Толоконский. Глава Администрации Новосибирской области


УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ ВЫСТАВКИ!

Поздравляю Вас с открытием Четвертой Всесибирской Духовной выставки!

В течение предшествующих десятилетий при изучении истории Отечества в ней искусственно «притенялось» все, что было связано с традиционной духовностью русского народа, с православной верой. Хотя и русская государственность, и русская культура, и русский менталитет органично вытекают из православной традиции, без которой история Отечества не может быть понята, а главное — прочувствована до конца.

Мэрия Новосибирска высоко ценит усилия Русской Православной Церкви по возрождению духовности народа. Со своей стороны — в меру своих сил и возможностей — мы будем и дальше способствовать этому благородному делу. Убежден, что именно понимание и совместная работа светских и духовных властей помогут возродить российскую духовность, вселить живительные силы в наш народ. Проведение Всесибирской Духовной выставки — еще один шаг на этом пути. Особую значимость этому событию придает тот факт, что в этом году Новосибирск стал центром празднования Дней Славянской письменности и культуры.

Я желаю всем участникам, гостям выставки терпения, мудрости, здоровья, и, конечно, успешной работы!

В.А. Городецкий. Мэр Новосибирска


ДОРОГИЕ НОВОСИБИРЦЫ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Днесь светло красуется Богоспасаемый град Новосибирск и вся Сибирь Православная духовно ликовствует, встречая всероссийский праздник — День славянской письменности и культуры!

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преизобильно исполненные Духом Святым, благовествовали славянским народам о великих и спасительных делах Божиих на их родных наречиях. По примеру первоучителей словенских миссионеры Русской Православной Церкви пришли в Сибирь и, благовествуя Воскресение Христово, даровали сибирским народам национальную письменность, первые книги, школы и библиотеки и тем самым заложили основы их культурного развития.

Неоспоримым свидетельством культурно-исторической преемственности между Святыми Кириллом и Мефодием и подвизавшимися на бескрайних просторах Сибири православными миссионерами является то, что все народы Сибири получили и до сего дня имеют каждый свою национальную письменность на основе кириллицы. Именно православное просвещение соединило русский народ со всеми народами Сибирской страны в братскую семью многонациональной Российской державы.

Кризис и упадок отечественной культуры коренится в потере Веры, в утрате духовных ценностей. Так называемые «культурные революции» XX века показали, что безблагодатная культура, понимаемая только как продукт человеческого творчества, приводит к страшным утратам — утрате образа Божия в человеке и утрате национального духовного наследия. А возрожденный праздник — День славянской письменности и культуры — свидетельствует о том, что Православная Вера и православная культура жительствуют на Руси, а также что православные славянские народы свято хранят достояние своих первоучителей — равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Мы верим, что нынешнее празднование Дней славянской письменности и культуры на Сибирской земле послужит укреплению православных миссионерских традиций Сибири, духовному возрождению Сибири, а также дальнейшему развитию славянской письменности и культуры в нашем Отечестве.

Христос Воскресе!

ТИХОН. АРХИЕПИСКОП НОВОСИБИРСКИЙ И БЕРДСКИИ


Россия во все времена славилась своими величественными монастырями, храмами, а также самоотверженными тружениками в области духовности, науки, искусства, представителями народных ремесел и купечества, которые из века в век приумножали ее духовные и материальные богатства.

История свидетельствует, что расцвет и утверждение российской государственности происходили по мере того, как на Руси утверждалась вера Православная. Потому что верующий человек, стараясь приобрести в сердце своем любовь к Богу и ближнему, ради этого все стремится сделать честно, хорошо, добротно. В поте лица своего он зарабатывает хлеб, но не ради собственной наживы и корысти, не ради суетной славы, потому что знает: все материальное пленно. Он трудится ради того, чтобы принести пользу ближним, чтобы прославить имя Божие.

Добрый, честный, трудолюбивый человек всегда богат. Царь и пророк Давид пишет: «Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 32, 25). Только тогда, когда человек допускает в сердце своем господствовать греху и пороку, он, подобно евангельскому блудному сыну, расточает свое богатство. И нынешнее духовное и материальное обнищание России — следствие 70-летний диктатуры безбожия.

Возлагаем надежду, что Сибирская ярмарка, на которую многие труженики представили дела рук своих, послужит возрождению в нашем Отечестве традиционной духовности и культуры, на которой в течение тысячелетия воспитывался наш народ. Да благословит Господь труд всех, кто честно и с любовью заботится о приумножении духовного и материального богатства России.

ДИМИТРИЙ.

АРХИЕПИСКОП ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ


В эти всерадостные пасхальные дни, когда Сибирская земля празднует Дни славянской письменности и культуры, а также встречает Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, хочу от всей души поприветствовать организаторов, участников и посетителей Всесибирской духовной выставки.

Святой апостол Павел говорит о трех состояних человека: плотском, душевном и духовном. Церковь призывает нас совлечься плотского, ветхого человека и облечься в нового, духовного. Когда душа человека освобождается от греха и страстей, когда она открыта Богу и вечности, она отражает в себе вечную нетварную Красоту. Те спасительные семена веры Христовой, которые были посеяны на Славянских землях святыми Кириллом и Мефодием, проросли и дали обильный плод. Наша задача — сохранить и приумножить их наследие. Отрадно, что целью Всесибирской духовной выставки является способствование укреплению духовных и культурных традиций России, возрождение исторических святынь.

Да благословит Господь этот благой труд, предпринятый во славу Его святого имени для блага Святой Церкви и нашего Отечества.

С любовью о воскресшем Господе, РОСТИСЛАВ.

ЕПИСКОП ТОМСКИЙ И АСИНОВСКИЙ


Русский народ пришел в историческое бытие и ощутил себя народом как народ православный. Великая сокровищница многовековой православной традиции может быть в полной мере усвоена лишь в окружении высокой культуры.

Дни славянской письменности и культуры в Новосибирске и Всесибирская духовная выставка — время и место, которые должны помочь всем участникам этого важного события высветить своеобразным прожектором уровень собственной культуры, удовлетворить их возможную потребность припасть к сокровищнице культуры славянских народов, почерпнуть из нее силы, так необходимые сегодня для выживания в мире.

Нет сомнения, Дни Славянской письменности и культуры и Всесибирская Духовная Выставка помогут прочесть страницы родной истории, глубже узнать истоки, сделать новые открытия и новые свершения. России будет трудно возродиться, если духовно-нравственные ценности останутся в забвении. Хочется надеяться, что наша выставка поможет всем ее гостям понять, что каждому по силам обратиться к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой.

С.Б. Якушин. Президент Сибирской Ярмарки.


Уважаемые участники и гости выставки!

В этом году Всесибирская Духовная выставка — официальное мероприятие государственно-церковного праздника Дня славянской письменности и культуры, прославляющего святых просветителей Кирилла и Мефодия, родное слово, родную книгу, традиционные ремесла, все, что подчеркивает интерес и позволяет прикоснуться к истокам и памятникам славянской культуры, раскрывает преемственность между поколениями, все, что напоминает и помогает понять и признать историю, судьбу и призвание своего народа.

Надеюсь, выставка внесет конкретную лепту в празднование Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске, в развитие отечественных духовных традиций, народного творчества.

Б.П. Черник Директор выставки.


ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В НОВОСИБИРСКЕ

Протоиерей Борис Пивоваров, настоятель церкви Всех Святых в земле российской просиявших, магистр богословия.

* * *

В 1863 году в России праздновалось 1000-летие создания славянской азбуки. Святые братья Кирилл и Мефодий ради того, чтобы славяне могли слушать и читать Евангелие Христово на родном языке, создали в 863 году церковнославянскую письменность. Эта письменность послужила основанием, на котором возросло величественное здание славянской письменности и культуры.

Возрождение в России праздника в честь славянской письменности культуры произошло в середине 80-х годов XX века. Сначала — в северном городе Мурманске (1986 г.), затем в Вологде (1987 г.), в Новгороде любители церковной истории и славянской литературы проводили праздник в честь славянской письменности и культуры в 1988 г. Затем центром празднования становились Минск (1989 г.) и Киев (1990 г.). А 30 января 1991 года День славянской письменности и культуры был объявлен государственным праздником.

24 мая, в день церковного праздника в честь Кирилла и Мефодия, любители славянской письменности и культуры собираются на торжественные церковные службы, научные конференции, устраивают книжные выставки и праздничные концерты, чтобы прославить родоначальников славянской письменности и всех хранителей нашей родной культуры.

В Новосибирске этот праздник был возрожден в 1990 году, и с того времени каждый год он привлекает к себе новых участников - тех, кому дорого наше культурно-историческое наследие.

Нынче, 24 мая, Новосибирск становится центром всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. Эстафету празднования наш город принимает от таких знаменитых древнерусских городов, как Смоленск, Белгород, Кострома, Орел, Ярославль, Псков, Рязань, Калуга. Впервые столицей празднования стал сибирский город.

В чем сущность Дня славянской письменности и культуры? И почему этот замечательный праздник связан с именами и памятью святых Кирилла и Мефодия?

День славянской письменности и культуры дорог для нас тем, что он каждый раз позволяет нам прочесть еще несколько страниц родной истории, помогает глубже узнать истоки своей культуры, увидеть и услышать традиционное, родное и знакомое из сокровищ славянской письменности и культуры, а также открыть для себя новые имена, творения, памятники, тем более что сокровищница славянской письменности и культуры неисчерпаема, ежегодно она пополняется новыми открытиями и свершениями.

Славянский мир в IX веке в языковом отношении был не столь разделенным, как впоследствии. От Балтийского моря на севере до Эгейского моря и Адриатики на юге, от Лабы и Альп на западе и до Волги на востоке расселялись славянские племена, говорившие на едином «языке словеньском». Все они получили от своих первоучителей литературный язык и просвещение.

Ученики Кирилла и Мефодия продолжали дело просвещения славян в Моравии и Паннонии, а уже через следующее звено преемников кирилло-мефодиевские книжные традиции достигли южной Польши, Словении, Хорватии и Болгарии. Говоря о великом значении трудов Константина Философа для просвещения наших предков, священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины» (М., 1914, с. 772) назвал его «духовным родителем русского народа». На особые заслуги святых Кирилла и Мефодия перед славянской историографией указывал академик Д.С. Лихачев. «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унаследованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просветителей — Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечеловеческом устроении и просвещении, о служении каждой страны человечеству». (Лихачев Д.С. «Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир» // «Прошлое — будущему». — Л., 1985, с. 151).

Вот почему День славянской письменности и культуры является для нас праздником просвещения, праздником родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первоучителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.

В 2002 году Новосибирск избран центром всероссийского празднования славянской письменности и культуры. Этот выбор сделан неслучайно. Сибирская столица имеет великолепные библиотеки. В Новосибирске находится уникальное собрание славянских рукописных и старопечатных книг — сокровищ славянской письменной культуры. Новосибирские ученые являются крупнейшими специалистами в области славянской филологии и славянской культуры в целом.

Кроме того, Новосибирском накоплен опыт организации научных конференций, книжных выставок, праздничных концертов. А главное, в нашем городе уже сложились традиции проведения этого замечательного праздника в культурной жизни России.

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: