Новосибирская епархия Русской Православной Церкви существует уже более семидесяти лет, за это время в ней сформировались собственные обычаи и традиции, целые династии потомственных священнослужителей, своя школа воспитания будущих пастырей. Сейчас в Епархии, как и по всей стране, идет активное возрождение духовной жизни, строительство новых и реставрация старых храмов, организация новых приходов. Церковь активно участвует в жизни сибиряков, старается удовлетворить их духовные запросы.
Большое значение в епархии уделяется церковному образованию и катехизации. В Новосибирске действует Православный Богословский Институт, две православные гимназии, при большинстве приходов открыты детские и взрослые воскресные школы, библиотеки духовной литературы. Ежегодно при Новосибирском Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования проходят Рождественские чтения для священнослужителей, преподавателей, старших школьников.
Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации готовит к изданию и издает программы, различные учебные пособия: методические разработки, хрестоматии, справочники (в том числе электронные) для преподавателей и учащихся воскресных школ гимназий и богословского института. Отдел заботится о постоянном повышении уровня преподавания в воскресных школах, преподаватели регулярно проходят аттестацию. Программа «Православная культура России», разработанная сотрудниками отдела, проходит в настоящее время апробацию в новосибирских школах.
В епархии активно ведется работа с подрастающим поколением. При храмах создаются молодежные миссионерские группы, проходят встречи священнослужителей со школьниками и студентами, воспитанниками военно-патриотических клубов. Православные молодежные группы начинают организовываться при вузах города. Ежегодно, перед началом учебного года в храмах города проводятся молебны для учащихся, а в Вознесенском соборе, кроме того, особый молебен для старших школьников и студентов.
Традиционным становится проведение летних школ для православной молодежи. В минувшем году, в с. Завьялово, на базе детского оздоровительного лагеря, прошел съезд православной молодежи собравший около 150 человек из Новосибирской, Томской, Тобольской, Кемеровской и Барнаульской епархий. В работе съезда принимали участие представители областного и городского комитетов по делам молодежи. В Новосибирске действует православный военно-патриотический клуб «Сигнал», летом для воспитанников клуба и всех желающих поводится детский православный военно-спортивный лагерь. Решением епархиального совета в Новосибирской епархии создан специальный отдел по духовному окормлению молодежи.
Одним из важнейших направлений деятельности епархии является миссионерство. Ежегодно по населенным пунктам области организуются миссионерские рейсы поезда «За духовное возрождение России» и теплохода «Андрей Первозванный». Тысячи людей, проживающих в отдаленных районах, получают возможность пообщаться со священнослужителями, исповедаться, причаститься и,
кроме того, проконсультироваться у специалистов социальной защиты и медиков. В этом году миссионерский поезд украсился вагоном-церковью, подаренным Управлением Западно-Сибирской железной дороги и Министерством путей сообщения. Дважды в год, ко дню святых Кирилла и Мефодия и к Рождеству Пресвятой Богородицы, п Новосибирске проводятся крестные ходы от Вознесенского собора по Красному проспекту, до собора святого Александра Невского.
Большое внимание уделяется реабилитации жертв тоталитарных сект. При Александро-Невском соборе действует Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства. Центр имеет международное признание, специалисты центра участвуют в российских и зарубежных семинарах по вопросам сектантства. Работа центра строится на распространении достоверной информации о деструктивной деятельности тоталитарных сект и реабилитации жертв сектантов. Центр выпускает различные (в том числе и электронные) справочные издания, консультирует по вопросам сектантства.
На территории Новосибирской епархии активно ведется строительство и реставрация храмов. К началу 80-х годов на территории Новосибирской области действовало всего три православных храма (до революции их было несколько сотен). Немногочисленные сохранившиеся каменные храмы были перестроены и использовались в качестве складов, мастерских и т.д. Деревянные храмы, которых было большинство, оказались полностью уничтоженными. Поэтому сейчас остро ощущается нехватка храмов и в сельских населенных пунктах (где люди десятками лет не видели священника), и в городе, где на праздники прихожане не могут попасть в храм из-за многолюдства. Один за другим открываются новые приходы, освящаются храмы, и тем не менее, около сотни приходов епархии не могут еще в полной мере удовлетворить современные духовные запросы сибиряков.
В сегодняшней сложной социальной обстановке церковь не может оставаться безучастной к судьбе сирот, пенсионеров, малоимущих и других социально незащищенных слоев населения. Для координации социальной помощи в епархии созданы отделы по социальному служению и благотворительности и по координации деятельности церковных структур в медицинских учреждениях. Священнослужители и миряне трудятся в больницах, клиниках, госпиталях, домах ветеранов, домах малютки, детских домах, интернатах, геронтологическом центре, социальных приютах, везде, где может быть востребована их помощь. Православные труженики идут туда со Словом Божиим и с делами милосердия. При 13 приходах Епархии действуют православные сестричества и центры милосердия. Сестры милосердия трудятся при 17 часовнях и 2 храмах в различных медицинских учреждениях. Большое внимание уделяется защите жизни нерожденных детей и профилактике абортов.
Основу монашества в Новосибирской епархии создают б монастырей и 18 монастырских подворий. Монастыри занимаются миссионерской деятельностью и социальным служением. Большинство монастырей и подворий имеют крупные хозяйства. Содержат молочный и рабочий скот, птицу, пасеки. Некоторые монастыри осваивают рыбоводство и лесоразработку. Развивается овощеводство, выращиваются также фрукты и зерновые культуры. Время показало, что даже такая деятельность монастырей несет миссионерскую нагрузку.
В епархии особое место уделяется духовному окорм-лению военнослужащих. Уже длительное время в этой сфере работает специальный отдел Епархиального управления. Руководитель и сотрудники отдела проводят активную работу с командованием и рядовым составом воинских частей и воинских учебных заведений, расположенных на
территории Новосибирской области, принимают участие в семинарах и конференциях, организуемых военным ведомством, участвуют в торжественных мероприятиях. Уже в течение нескольких лет Епархия сотрудничает с Новосибирским военным институтом ВВ МВД РФ. В 1998 году в институте освящен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира,- в котором еженедельно совершается Божественная литургия, Святые Таинства, молебны, В минувшем году, по инициативе командования, были освящены казармы и личное оружие курсантов.
Работа с пенитенциарными учреждениями имеет в Новосибирской епархии более чем 10-летнюю историю. За это время накоплен богатый опыт, преодолено множество трудностей, установлен рабочий контакт с руководством Главного Управления исполнения наказаний.
В Новосибирской области имеется 16 исправительно-трудовых колоний. Все они окормляются священнослужителями из приходов и монастырей Новосибирской епархии. В 14 ИТУ имеются храмы или часовни, где священники из приходов епархии регулярно совершают богослужения. За минувший год несколько сот заключенных приняли Святое Крещение, исповедовались, причастились Святых Христовых Тайн.
Из приходов епархии в пенитенциарные учреждения регулярно поступает материальная помощь в виде духовной литературы, продуктов питания, медикаментов, одежды.
Важную роль имеет реабилитация бывших осужденных. После освобождения из мест лишения свободы, бывшие осужденные из числа активных прихожан тюремных приходов стараются оставаться в лоне церкви. Многие нуждающиеся из числа бывших заключенных находят приют в приходах и монастырях, активно работающих с заключенными. Им оказывается материальная помощь и помощь в трудоустройстве, получении жилья, в поступлении в учебные заведения.
Престарелые люди, освободившиеся из мест заключения и не имеющие места жительства, направляются для проживания в специнтернат в пос. Зеленый Мыс Новосибирского сельского района Новосибирской области. В 2000 году в интернате обустроена и освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». В интернате совершаются богослужения, проходят концерты детей городских воскресных школ, регулярно оказывается материальная помощь.
Продолжается сотрудничество Новосибирской Епархии со средствами массовой информации. Отраден тот факт, что за годы сотрудничества возрос интерес к церковной жизни как у журналистов, так и у телезрителей, радиослушателей и читателей газет. Как и в прежние годы, священнослужители Новосибирской епархии не раз были гостями многих теле- и радиопередач, посвященных различным проблемам современности и событиям церковной жизни. Много лет длилось плодотворное сотрудничество Новосибирской епархии с телепередачей «Зеркало», выходившей на ГТРК «Новосибирск». Сейчас данная передача реорганизовалась и теперь выходит под названием «Территория души», сотрудничество с ней продолжается. Добрые отношения существуют с телекомпанией НТН-12, которая постоянно освещает в своих информационных программах события в Новосибирской епархии, предоставляет время для ежедневной передачи «Пролог» и еженедельной «Воскресная православная проповедь». Ведущими этих передач являются священнослужители Новосибирской епархии.
Важным является тот факт, что не только епархиальный центр проявляет активность в этом вопросе, но и приходское духовенство налаживает плодотворные контакты с районными СМИ.
Особый интерес у средств массовой информации в минувшем году вызвала проблема сектантства. Сотрудники действующего в Новосибирске антисектантского центра стали авторами публикаций в журнале «Прозрение», в газетах «Труд», «Новые Известия», «Аргументы и факты», «Вечерний Новосибирск», «Новосибирские Новости», «Метро». Представитель Епархиального управления принял участие в телепередаче «Открытая студия» Государственной телерадиокомпании «Новосибирск» и в одноименной передаче новосибирского радио, также посвященным этой злободневной проблеме.
В минувшем году продолжился выход печатного органа Новосибирской епархии — газеты «Новосибирский епархиальный вестник». Газета выходит на 8 полосах, тиражом 1000 экземпляров, распространяется по приходам епархии.
Отрадно отметить обозначившуюся тенденцию к публикации оригинальных материалов. Ранее большая часть материала перепечатывалась из других православных изданий и Интернета. Наряду со статьями местных авторов, отражающими все многообразие епархиальной жизни, в газете публикуется информация об общецерковных событиях, отражается информация о жизни Русской Православной Церкви в целом.
Издательским Советом епархии, по благословению Управляющего епархией, подготовлена к изданию книга «Как вести себя верующему». Готовится к изданию сборник, посвященный разъяснению смысла празднования Дней славянской письменности и культуры и другие издания п помощь пастырям и пасомым.
В минувшем году гимназией во имя преподобного Сергия Радонежского, имеющей государственную лицензию на издательскую деятельность, была выпущена книга
«Дым Отечества» (сборник стихов о России) и подготовлен оригинал-макет учебного пособия «Православная культура России». Учебное пособие прошло экспертизу в секции гуманитарного образования экспертною совета НИПКиПРО и рекомендовано Управлением образования Администрации Новосибирской области как учебное пособие и хрестоматия для преподавателей и учащихся в системе общего образования при чтении курса «Православная культура России». Также выпущена Программа курса «Православная культура России». Этой же православной гимназией, в сотрудничестве с Обществом Православной Культуры Новосибирского Государственного Университета, был выпущен 2-й номер журнала «Филологъ».
Александро-Невское братство г. Новосибирска в течение нескольких лет поддерживает сайт в сети Интернет. На сайте — информация об Александро-Невском соборе г. Новосибирска, о деятельности Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, справочные материалы, новости. Существует также несколько сайтов православной тематики, поддерживаемые энтузиастами из числа священнослужителей и мирян.
В целом, можно сказать, что Епархия старается реагировать на все
события, затрагивающие духовную сторону жизни новосибирцев, старается
помочь людям сориентироваться в сложной социально-экономической ситуации,
сделать правильный выбор. Епархия, как и вся Церковь, старается
удовлетворять духовные запросы современного человека, своевременно
и грамотно ответить на возникающие в нашем обществе вопросы.
Храм и город: исторический опыт созидания
(К столетию Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы)
Монахиня Сергия (С. В. Семенова) , А. А. Матвеева
Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного
улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных
для человечества
А.С. Пушкин
... существует Град Божий, гражданами коего мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его.
Августин
Строительство Транссиба, шагнувшего над могучей сибирской рекой, привлекло людские массы на новый перекресток путей. Но скопление домов и людей не сразу стало Ново-Николаевском. Инфраструктура духовного богатства, без которого застроенная и заселенная территория никогда не смогла бы превратиться в город, создавалась в соответствии с идеалами и нравственными ориентирами первой новониколаевской интеллигенции. И что примечательно, именно православные традиции, оберегаемые церковью, способствовали рождению на этой земле городской культуры, а храмы становились своеобразными центрами, вокруг которых формировалась деятельность подвижников. Таким ярким примером был Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, столетие со дня освящения которого мы празднуем сейчас. 'Усилиям людей, вокруг него сплотившихся, роли интеллигенции в становлении города Новониколаевска посвящена эта статья.
Освоение нового места на перекрестке Транссиба и Оби принимало порой трагический характер. По только что отстроенному железному пути в поисках лучшей доли хлынул в Сибирь бедный люд. Но экстремальные условия жизни и работы, сопровождавшие строительство моста и железной дороги, стали причиной гибели многих рабочих. Да и инженеры, хоть и проживали в относительно более сносных условиях, но оказавшись вдали от своих семей и привычного круга общения, теряли здоровье, спивались, а порой и сходили с ума. Территория вдоль реки Оби, речки Каменки и железной дороги быстро зарастала убогими времянками переселенцев. Скученность, грязь, помойки сопровождали быт
людей. Здесь царили нищета, болезни, безграмотность, пьянство, преступность. Одним из самых крупных бедствий было сиротство. Не имея возможности прокормить детей, женщины оставляли их на чужом пороге, на базаре или в храме. Что ожидало это молодое поколение в будущем, кем оно могло стать? Необходимы были усилия по преодолению социального хаоса здесь, на новой стройке, вдали от крупных сложившихся центров, при остром дефиците денежных средств и недостатке специалистов. Это осознавали люди интеллигентные, которые брали на себя ответственность и пытались решать своими силами и средствами устроение, окультуривание и наведение порядка на территории, где им выпало жить.
В это сложное для России время, на рубеже XIX и XX веков, когда одна часть интеллигенции уходила в революционеры и звала Русь к топору, другая и лучшая ее часть занималась духовным строительством, инженеры, приехавшие на стройку железной дороги и моста, священники, врачи делали свое дело, а недовольство сложившимся положением вещей они направляли не на разрушение, а на добрые дела во благо города.
Здесь, на земле Ново-Николаевской, проявили себя инженеры Николай Павлович Меженинов, Григорий Моисеевич Будагов, Владимир Александрович Линк, священники отец Диомид Чернявский, отец Василий Посельский, отец Николай Завадовский, отец Григорий Диотроптов, отец Иоанн Златомрежев, отец Александр Васильев, предприниматели и меценаты Федор, Григорий и Гавриил Маштаковы, первые врачи Востоковы Мария Васильевна и Михаил Павлович, учителя, такие как Павла Алексеевна Смирнова. Все они, без сомнения, составляли духовную и культурную элиту города, их усилиями преодолевались трудности в становлении города. Город строился на грешной земле, но в своих самых высоких проявлениях созидался благодаря идеалам, которые жили в сердцах лучших людей города.
Особую роль в формировании Ново-Николаевска как города играла церковь. Ее традиции, освященные тысячелетним опытом, создавали ту особую духовную атмосферу, благодаря которой возможно улучшение морали и нравов, царивших в городе, и передача молодым поколениям всего лучшего, что было накоплено человеческим опытом.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была таким примером центра попечительства и общественной жизни. Она стала третьим храмом в городе и была поставлена на намоленном месте, где с ноября 1895 г. размещался молитвенный дом, на территории участков № 9—12 в квартале №28 центральной части Новониколаевского поселка на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне Октябрьская и Урицкого).
Храм был заложен 16 мая 1901 года (по новому стилю), построен на средства местных благотворителей при пособии от церковноприходского попечительства Алексан-дро-Невской церкви.1 Здание церкви было рублено из дерева и вначале представляло собой прямоугольную клеть с пятигранной абсидой, прирубленной с восточной стороны. Двускатную крышу основного объема завершал восьмигранный барабан с шатром и маленькой главкой. Освящен храм был 16 декабря 1901 года.2 Престол в нем установлен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — небесной покровительницы и защитницы России.
Храм сразу задумывался как церковь-школа. Это не было случайностью. Общегосударственная политика в области просвещения, сформированная обер-прокурором Синода и крупным религиозным мыслителем К.П. Победоносцевым, начиная со времени правления Александра III, строилась на поддержке развития церковно-приходс-ких школ. Такие школы рассматривались не только как места обучения, но прежде всего как хранители российских традиций, религиозных устоев и нравственных норм. Обучение в Покровской школе-церкви Ново-Николаевска с самого начала проводилось именно на этих принципах, а законоучителями здесь служили священники храма.
В 1906 году храм был значительно расширен за счет прируба с западной стороны обширного объема для классных помещений, притвора с колокольней и крытых сеней. Строительство велось по инициативе, за счет средств и под присмотром видных новониколаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых Федора Даниловича и его братьев Григория и Даниила.3 Такое увеличение внутренних объемов церкви с использованием раздвижных стен позволяло использовать новое пространство не только для классных занятий, но и для трансформации его в большой зал народных собраний.
Первоначально церковь была приписана к храму Александра Невского, и только в 1913 году приобрела самостоятельный небольшой приход. Он имел строгие границы: с трех сторон окружен соседними приходами, а с четвертой — линией железной дороги, был малолюдным по сравнению с другими приходами города и самым малодоходным. Покровская церковь значительно отличалась от многих других, она не только принимала прихожан, но прежде всего как церковь-школа брала на себя задачи просвещения и благотворительности. Однако сделать это за счет доходов от небольшого прихода было невозможно, поэтому с самого начала церковь существовала на меценатстве. Благотворительность выражалась пожертвованием деньгами, предметами церковного обихода, книгами, личным участием и безвозмездным трудом при постройках.
Так, с участием граждан, священников, благотворителей в 28 квартале создавался своеобразный детский центр, где церковь-школа соседствовала с церковно-приходской школой и детским приютом. Позднее, в 1910 году рядом была построена каменная двухэтажная школа по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. Внутри квартала стоял небольшой домик, где жил отец Диомид Чернявский, — основатель общества «Ясли» и главный деятель в религиозно-нравственном воспитании детей приюта. Этот домик и до сих пор можно увидеть, если зайти внутрь квартала.
Законоучителем церковно-приходской школы были с самого начала был отец Диомид, а в 1916 году детей учил священник отец Иоанн Златомрежев.4 Обязанности директора школы исполнял первый настоятель Покровской церкви священник отец Василий Посельский, который ранее до приезда отца Николая Завадовского руководил строительством храма Александра Невского. До 1910 года церковным старостой Покровской училищной церкви был Маштаков Гавриил Данилович, а в 1911 году им стал надворный советник Михаил Сергеевич Федоров.5
Открытие приюта «Ясли» явилось делом в высшей степени гуманным и крайне необходимым для Ново-Николаевска, переполненного бедным рабочим людом. Решение о возбуждении ходатайства об его устройстве было принято на общем собрании прихожан Александро-Невской церкви 13 января 1906 года.6 Первоначально приют «для постоянного призрения бесприютных детей обоего пола и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих из дому на поденную работу» временно размещался в здании церковно-приходской школы,7 где он был открыт 28 мая 1906 года. Вскоре 26 июня 1906 года был отведен участок земли под постройку дома для приюта «Ясли».8 И в 1907 году рядом со школой-церковью было выстроено собственное здание приюта «Ясли» (оно не сохранилось, на его месте сейчас медицинское училище №3). Начальницей приюта была Мария Васильевна Востокова,4 медик по образованию, жена первого в городе врача Михаила Павловича Востокова. Председателем Совета приюта в 1912 году состоял заштатный протоиерей отец Диомид Чернявский.10 Источником содержания приюта служили пожертвования, изыскиваемые старанием лиц, которыми было выстроено и здание приюта."
В 1912 году в приюте воспитывалось 100 детей.12 Здесь содержались не только дети бедняков и подкидыши, среди воспитанников приюта были дети овдовевшего священника Ландышева и других состоятельных граждан. Посещать приют любил Епископ Томский Макарий. Когда он приезжал в Новониколаевск, то первый его визит был в «Ясли». Воспитанники встречали его хоровым пением, Вла-дыко дарил ребятишкам книги и игрушки, материально помогал в содержании детей Ландышева.
Для трудового воспитания, обеспечения собственными продуктами и летнего пребывания детей воспитатели ходатайствовали перед Городской Думой о выделении пахотной земли за городом. Место, первоначально предложенное приюту, было расположено в живописном районе рядом с городскими дачами. Но отец Диомид, понимая, какую роль играют детские впечатления во всей последующей жизни человека, не мог согласиться на соседство с праздной жизнью и отклонил это предложение. И окончательно в 1912 году место было выделено за городом на правом берегу речки Каменки, в березовой роще, в районе современных улиц Фрунзе и Кошурникова (бывш. Кирпичная). В загородной заимке с обширными участками земли для огорода, пашен и сенокоса13 «Ясли» обзавелись прекрасно налаженным хозяйством. Здесь были построены двухэтажный деревянный дом с верандой, ферма, оранжерея, которые, как отмечали современники, содержались в образцовом порядке и чистоте. При заимке в 1912 году был выстроен молитвенный дом14 с престолом во имя Успения Божией Матери.
А в самом приюте «Ясли» в городе позднее, в 1914 году была открыта собственная домовая церковь с престолом во имя Рождества Христова, где по праздникам совершались богослужения.
Деятельность общества «Ясли» приобрела большой размах. Для координации множества начинаний было создано Правление Общества, его председателем стал священник отец Диомид Васильевич Чернявский. Он был главным собирателем средств на содержание приюта. Батюшка сам входил с просьбами к богатым людям, добивался выделения стройматериалов по низким ценам и льготным тарифам, ходил по базару с кружкой для пожертвований. Известно, что отец Диомид еще до того, как возглавил Общество и Приют, построил для города два храма: церковь во имя Воскресения Христова на первом городском кладбище и церковь во имя Казанской Божией Матери в Закаменской части города. На юбилее отца Диомида в честь его пятидесятилетнего пастырского служения городской голова Алексей Григорьевич Бесе-дин сказал: «Мы видели Вас скромным тружеником, шествующим с посохом в руке по пыльному городу по делам и заботам обездоленных. Вы всю жизнь отдали на служение Всевышнему и с присущим Вам терпением, кротостью и любовью проводили в жизнь Его святые заветы мира, любви и справедливости». Отец Диомид умер в 1920 году и был похоронен среди берез, недалеко от фермы общества «Ясли». Над его могилой в годы НЭПа соорудили часовню, которую так и называли — «Диомидовская часовня». Потом на ее месте была поставлена церковь в честь Успения Божией Матери в память о домовой церкви на заимке, где молились дети.
В сборе средств на содержание приюта «Ясли» деятельное участие принимала его начальница, рачительная и строгая хозяйка Мария Васильевна Востокова. Как вспоминает ее правнучка Лидия Алексеевна Журевич, когда дома у Востоковых собиралось городское общество, то Мария Васильевна пользовалась этим моментом для сбора пожертвований. Она брала поднос в руки и молча обходила всех
гостей, останавливаясь перед каждым, в том числе подходила и к своему мужу Михаилу Павловичу. Так в процесс благотворительности втягивался более широкий круг и менее активных горожан. За заслуги перед городом Мария Васильевна, отец Диомид и сам доктор Востоков были представлены Городской Думой к правительственным наградам, и только революция помешала получить их. Мария Васильевна умерла в 1932 году и нашла свой покой рядом с Диомидовской часовней.
Начиная с 1911 года город готовился к празднованию трехсотлетия Дома Романовых. Городской Думой тщательно составлялся план строительства и мероприятий, направленных на развитие образования и культуры. К юбилею планировалось перевести из Павловска (Алтайского) учительскую семинарию, построить реальное училище, двенадцать городских школ, Городской корпус и часовню. Но для реализации всего задуманного одних только бюджетных средств молодого города могло не хватить. Понимая важность таких начинаний, общество «Ясли» взяло на себя миссию возведения часовни в память трехсотлетия Дома Романовых. Отец Диомид выбрал для нее место на центральной площади, рядом с Никольской ярмаркой. Часовня во имя Святителя и чудотворца Николая была заложена 20 июля 1914 г. Сооружалась она благодаря пожертвованиям и трудам председателя Правления общества «Ясли», протоиерея отца Диомида Чернявского, городского головы А.Г. Беседина, Г.Д. Маштакова и начальницы приюта «Ясли» М.В. Востоковой. Проект безвозмездно составил архитектор Андрей Дмитриевич Крячков, наблюдал за постройкой инженер Ф.Ф. Рамман.
Занимаясь одновременно с возведением часовни также достройкой фермы, оранжереи и двухэтажного дома в загородной заимке общество «Ясли» испытывало дефицит времени, рабочих рук и денежных средств. Поэтому было решено обратиться к народу с просьбой о помощи в завершении строительства часовни. Впервые в истории города был использован метод «народной стройки», который спустя 10 лет, уже при советской власти, был повторен при строительстве Дома Ленина, а затем и Дома науки и культуры. Так одновременно с созданием новых общегородских символов формировалась атмосфера сопричастности горожан к судьбе места, где они живут, и изыскивались новые резервы.
Усилиями общественности города были выхлопотаны бесплатные железнодорожные билеты на провоз колоколов. Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая была завершена в 1915 году15 и стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя города. Благословение на освящение часовни дал Епископ Томский и Алтайский Анатолий, он же прислал в дар старинную
икону московского письма Святителя и Чудотворца Николая с частицей Мощей Великомученника Пантелеймона Целителя. При часовне была организована продажа икон и книг религиозно-нравственного содержания, доходы направлялись на содержание детского приюта «Ясли».
В годы Первой мировой войны повсеместно при храмах возникали Попечительские советы, которые брали на себя заботу о солдатских семьях, инвалидах, сиротах, беженцах. Попечительским советом при Покровской церкви в 1916 году было выдано 16 солдатским семьям деньгами, мукой и мясом на 282 руб. 93 коп.16
Участвовала Покровская церковь и в мероприятиях, далеко выходящих за пределы не только прихода, но и города. Так, с 17 по 20 сентября 1918 г. в здании Покровской церкви проходил съезд законоучителей Западной Сибири. Временное Сибирское правительство и комендант Ново-Николаевска поручик Степанов дали на это разрешение. Епископ Анатолий приветствовал съезд телеграммой. Помещения Покровской церкви активно использовались для чтений в защиту православия и для борьбы с баптизмом. На эти чтения приезжал из Томска священник Бельский, а их проведение подробно освещалось в Томских епархиальных ведомостях.
Много было сделано добрых дел людьми, сплотившимися вокруг Покровской церкви почти за два десятилетия со дня открытия храма. Это особенно проявлялось в организации благотворительных обществ. Искренне верующий человек просто не мог плохо работать, хозяйствовать на земле, которую считал созданием Божиим, или отказать в помощи нуждающемуся. Воцерковление начиналось с крещения младенца и продолжалось до последнего дыхания. Воцерковление означало не только восприятие православия во всех проявлениях, но активное начало в повседневной жизни людей.
Однако, с революционными событиями прервались многие замечательные традиции. Отход от Бога стал причиной многих бед. Безбожие и атеистическая пропаганда в конечном счете привели к череде трагических последствий. Утрачиваемая религиозность давала о себе знать и в братоубийственной Гражданской войне, в последующих годах политических репрессий, и в современных проявлениях двойной морали.
Одним из последних настоятелей храма был отец Александр Васильев. Он служил в Покровской церкви двадцать лет, с 1913 года. На его долю выпало много испытаний в годы советской власти. В 1933 году батюшка был арестован и приговорен в расстрелу. Но приговор не успели привести в исполнение — отец Александр умер, находясь в заключении.
8 марта 1938 года с колокольни Покровского храма были сняты колокола и сданы для нужд индустриализации, а в 1939 году церковь была закрыта, имущество экспроприировано. Ее здание первоначально было передано под театральное училище,18 затем под дом народного творчества,19 позднее использовалось для размещения различных учреждений, включая реставрационные мастерские. Колокольня над притвором и барабан с шатром и главкой над восточной частью храма были разобраны.
Вместе с тем, добротность постройки и прочность конструкции позволили сохранить основной объем здания и его декор до наших дней. Здание всегда выделялось своей красотой на фоне окружающей застройки, и в 1990 году оно было поставлено под государственную охрану как памятник архитектуры. И действительно, здание уникально,
это единственный в городе сохранившийся деревянный, рубленный «в лапу» храм, уцелевший после пожара 1909 года. Его композиция представляет собой сочетание разновысоких срубов: четверика кафоликона, к которому с востока примыкает пятигранная апсида, а с запада — повышенный и более широкий четверик учебной части, а также притвор с сенями. Очень красивы и гармоничны по рисунку наличники, украшенные пропильной резьбой.
Прошли годы, и необходимость возрождения традиций стала осознаваться многими людьми в нашем обществе. 19 марта 1996 года состоялась передача здания церкви Новосибирской Епархии и храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы возобновил свою работу. Каждый день в его стенах совершаются службы, звучат молитвы, возжигаются свечи. Здесь служат настоятель храма протоиерей Владимир Маничев, иереи Владимир Ильин, Димитрий Овчинников и Виктор Демьяненко. Сейчас храм причислен в воинским, он окормляет военнослужащих, шефствует над военным госпиталем №33, НИИТО, военным институтом НВИ ВВ МВД РФ.
Недавно церковь обрела чудесным образом спасенную икону старинного московского письма. Эту святыню с образом Казанской Божией Матери обнаружил и защитил от поругания Николай Сергеевич Сарычев в январе 2000 года в алтайской деревне Катанда, что неподалеку от горы Белухи. В доме местного пьяницы икона долгое время служила доской для рубки мяса.20 Испытавшую бремя святотатства, но спасенную и отреставрированную икону 12 апреля 2001 года положили на аналой и отслужили молебен. Вскоре для иконы был сооружен специальный киот и ныне чудотворная икона Казанской Божией Матери стоит в храме и является знамением ее благодатного Покрова.
Постепенно благоустраивается и территория вокруг храма. Однако, сам храм порядком обветшал, требует срочного ремонта и реставрации. Слава Богу, еще в 1998 году по инициативе руководителя Научнопроизводственного центра по сохранению историкокультурного наследия Л. В. Тимяшевской был выполнен прекрасный проект ремонтнореставрационных работ с восстановлением колокольни и восьмигранного барабана с шатровым завершением и главкой (авторы проекта С.Н. Богомазова, Н.И. Лыкова, А.М. Романов)
Восстановление храма как памятника истории и культуры в его исторической подлинности с сохранением всех его художественноэстетических особенностей необходимо в условиях все продолжающихся утрат свидетельств славного прошлого нашего города. Возрождение храма в его первоначальном виде важно прежде всего для восстановления исторической и культурной памяти, восстановления духовной связи с ушедшими. Эти намоленные стены были свидетелями уроков нравственности и культуры первых интеллигентов нашего города. Связь с ними, их опыт в преодолении кризисов так необходим нам сейчас. Помолимся и мы за них.
Для восстановления здания церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в первозданном виде необходимо много сил и средств. И здесь целесообразно обратиться к опыту наших земляковподвижников, сумевших организовать метод «народной стройки». Наши предшественники, сплотившиеся вокруг храма, очень много сделали для города. Пусть же благодарные потомки посодействуют в деле восстановления храма.
Все, кто хочет помочь храму, могут переводить пожертвования на ИНН 5407179093 р/сч. 40703810600000000061 КРАБ «Новосибирсквнешторгбанк» г. Новосибирск к/сч. 30101810600000000897 БИК 045004897
20