• Бердск Православный » Приходская жизнь » Владыка Тихон: «Чтобы взойти на гору духовности, надо преодолеть подъем» |
|
|||||||
Накануне Светлого Христова Воскресения разговор о Боге, душе и о том, почему непросто жить по заповедям, особенно актуален. Сегодня у нас гостях владыка Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский. Это правда, что и у нас, в Новосибирской области, есть чудотворная икона? - В храме на станции Мочище есть чудотворный образ Иверской Божией Матери, молясь которой многие получают исцеление. Обретение иконы — тоже чудесная история. В 1996 году 12-летняя девочка, недавно вставшая с постели после тяжелой травмы позвоночника, узнала, что у бабушки на чердаке есть старинная икона Богородицы. Поздно вечером она пробралась на чердак, откинула покрывало... Было страшно, и, ничего толком не разглядев, она прошептала: «Матерь Божия, прииди ко мне» и убежала. Ночью в полузабытьи девочка увидела себя стоящей на коленях и молящейся. Только вместо иконы перед ней стояла Владычица, которая возложила руки ей на спину... Утром девочка проснулась без привычной боли в спине. Икону сняли с чердака и отдали в храм. Были и другие случаи. Например, в Александро-Невском храме работает женщина, которой Иверская Богоматерь помогла исцелиться. Три года назад она умирала от рака — операцию делать отказались, болезнь была сильно запущена. Ее принесли на носилках и положили перед иконой — встать и приложиться она не могла. На грудь ей положили маленькую иконку — копию чудотворной и оставили слушать акафист. Когда иконку сняли с груди умирающей, то увидели, что образ Пречистой словно изъеден в тех местах, где у женщины были метастазы. А сама женщина больше не болела — самостоятельно встала с носилок, поблагодарила Богородицу и пошла домой. Сейчас она жива и здорова. К нашей иконе приезжают даже из-за границы. Не так давно прилетала женщина из Тель-Авива. Она могла ходить только с костылями. Постояла ночь перед иконой, послушала акафист, бросила костыли и улетела на родину... Священники и активисты из прихода храма собирают свидетельства исцелений, сегодня выпущено уже несколько брошюрок. Но разговор о чудесах опасный. Для многих чудо — это очередное искушение, повод поискать реальное объяснение случившемуся. Помните, Христос говорил: «Прелюбодеи и лжецы ищут чуда». Духовному человеку чуда не нужно — когда он живет церковной жизнью, он чувствует перемены, которые благодать Божия с ним совершает. Главное чудо — когда человек меняется под действием благодати Божией. Да так меняется, что сам себя не узнает. Я часто посещаю тюрьмы и вижу, как за несколько лет преображаются те, кто там находится. Если человек ходит в храм, он преображается, глаза у него становятся другими. И это зеки, преступники. Безусловно, выходя, многие из них возвращаются на старую дорожку. Но некоторые удерживаются от греха — и это настоящее чудо.
Мы говорим в Великий пост, началась Страстная седмица. Как провести эти дни? - Спасение утопающих... Поститься, если уж есть желание быть со всей церковью. Только надо помнить, что пост — это не диета, и цель его — не сбросить килограмм-другой. Смысл поста — торжество разума над инстинктом. Пригасить физиологию и дать возможность духу возобладать над плотью. Несмотря на то, что я, допустим, люблю жареные куриные ножки и не прочь поужинать ими сегодня, я откажу себе в этом удовольствии, потому что вместе со всей церковью у меня день воздержания. У духовной культуры есть свои правила: не переедать, не пересыпать, лишний раз не развлекаться. Иначе — духовное пьянство. Когда человек впадает в порок, он становится зависим от греха. Еще мы говорим, что в церкви все совершается здесь и сейчас. Перед каждым большим праздником мы, верующие, проходим некую подготовку — пост. Чтобы взойти на гору духовности, надо преодолеть подъем — поработать, побороть себя. Чтобы стать с Христом, надо пройти его путь. Конечно, не в той мере, но все же взять свой крест и следовать за ним. Вот и в Страстную седмицу мы, вспоминая страдания Господа, проходим их с ним — мысленно встречаем Бога вайями в Иерусалиме в Вербное воскресенье, принимаем тело и кровь Христову в Чистый четверг, словно присутствуя на Тайной вечери, видим предательство ученика, целуем плащаницу в пятницу — день Христова распятия и, уже очищенные его страданиями, подходим к самому главному празднику — светлому Христову воскресенью. Владыка, как вы решили стать монахом? - Я к иночеству никогда не стремился. В семинарии нам говорили, что к концу четырехлетнего обучения мы должны выбрать: монашество или семья. Была возможность оттянуть принятие столь важного решения — поступить в Духовную академию. Я так и сделал. Мне исполнилось тридцать лет, я заканчивал академию, а решение так и не принял. Посоветовался с мамой, она направила меня в Задонск, к старцу. Лишь взглянув на меня, он сказал, что мне предстоит монашеский путь. Благословил подавать прошение на постриг. Пострига я ждал еще три года... Я признался старцу, что мне страшно идти в монахи, да и молиться я особо не люблю. А он ласково так ответил: «Ты все принимай, а молиться я буду, чтобы тебе легче было». Больше я не сомневался. Потом мы много говорили, иногда дни напролет. Потому что духовная жизнь начинается со слова. Помните, перед тем как омыть ученикам ноги в четверг, перед своим распятием, Господь говорил: «Теперь вы все чисты через слово». Он три года ходил и говорил с ними. Словом он очистил их разум, и сердца апостолов воспылали любовью к Богу.
Сложно ли быть монахом? - Все сложно... Человек должен создать семью, реализовать то, что вложено в нас Богом, продолжить род людской. Всегда говорю, что создать хорошую семью практически невозможно, потому что каждый ее член должен обладать качествами святого человека. Влюбленность проходит, а дальше — верность. Надо терпеть, прощать, поддерживать и помогать. Это жертвенный подвиг, через который доказывается любовь. Монашество — это особый путь, на который, по мнению святых отцов, человека должен призвать Бог. Он не для всех. Если верующий хочет посвятить свою жизнь Создателю и преображению своей личности, он избирает иночество. Но в этом призвании тоже надо удержаться. Одиночество не каждый может потерпеть, а может прийти и уныние, тоска, отчаяние. Если вера охладела, инок может сделать много ошибок... Но если человек устоял в вере, тогда монашество — легкая и радостная дорога. Говорят, сегодня жить по заповедям очень сложно? - Без Бога — да... Люди неверующие не знают того, что знаем мы: в мире реально существует персонифицированное зло. Мы говорим, что есть Господь, но ведь есть и его антипод, создавший свое царство, пространство которому — зло. Входя в душу человека, оно вносит туда дисгармонию... Скажите, кого мы назовем вором — того, кто украл пять копеек, или того, кто украл миллион долларов? Не в сумме дело! Человек преступил нравственный закон. И даже если никто этого поступка не заметил, сущность человека изменилась. Поэтому нельзя воровать и безвозмездно помогать бедным, как тот же Робин Гуд. Либо ты вор, либо раскаявшийся грешник. Служить Богу и мамоне одновременно не получится... Даже верующим людям непросто разобраться в своем внутреннем мире, жить по заповедям. По учению святых отцов, четыре мысли действуют в разуме человека: от Бога, от дьявола, от физиологии и от самого человека, и разобраться в этом очень сложно. Духовно опытный человек будет рассуждать, стоит ли прислушиваться к тому или иному помыслу. Однажды я обратился к старцу с вопросом: как мне молиться, поститься? А он сказал, что пост и молитва для меня сейчас не самое важное. Главное — не ходить в гости. Я очень удивился и только потом понял, что в гостях можно позволить себе съесть лишнего, походя осудить человека, потерять благоразумность. Вера сегодня ослабевает? - Я бы не сказал. С нравственностью у нас туго...Недавно присутствовал в на очередном заседании по образованию. Докладывают о состоянии школ, стройках, ремонтах, новом оборудовании, хорошем питании... И ни слова о том, что школа должна воспитывать. Мне отвечают, что дело школы — растить успешных людей, нравственность лежит за пределами компетенции учителей. Помилуйте, успешных будет три-четыре из класса, остальные будут обычными обывателями. Не имеющими никаких нравственных установок. Да и успешные, но безнравственные люди вряд ли будут заботиться о том, чтобы улучшить условия жизни своих подчиненных. Мы хотим жить в таком мире?!? Нас, священников, не пускают в школы. В армию приглашают — рапортуют потом, что обстановка оздоравливается, в тюрьмы мы ходим, наркоманов ресоциализируем, как говорят, лучше всех. А в школу нельзя - пусть дети растут как трава в поле. Получается, что мы с ними потом встретимся - в тюрьмах или реабилитационных центрах. Владыка, Вы говорили, что читаете труды Ленина? - Мне хочется знать, в каком государстве я родился, в каком живу сегодня. Мы сейчас строим демократическое общество. Все основы этого общества заложены в трудах Ленина. Мы говорим об эвтаназии — а у него написано, что каждый коммунист в пятьдесят лет должен закончить жизнь самоубийством, как дочь Карла Маркса Лаура со своим мужем, чтобы старость и болезни не привели человека к духовной жизни... И много еще всего интересного. Читайте Ленина, и станет понятно, почему мы сегодня так живем и куда мы движемся. И напоследок: скажите, как стать счастливым? - Материалист скажет, что необходимы деньги, да побольше. Для того чтобы создать себе материальный комфорт. А потом и оградить этот комфорт от возможных на него посягательств. Духовная же культура — антипод материальной. Мы ежедневно молимся «хлеб наш насущный даждь нам днесь», то есть дай, Господи, нам самое необходимое сегодня, и больше ничего не нужно. Счастье для нас в другом - общении с Богом, исполнении Его заповедей, жизни по совести, служении людям. Для верующих есть две главные заповеди: любовь к Богу и любовь ко всем людям. Любовь к Богу реализуется через самоотверженное служение ближним. Символ этой любви и нашей веры — крест, вознесшийся над храмом, как над Голгофой. Христос принес Себя в жертву. Не других послал на смерть за светлое будущее, как делали революционеры всех мастей, а Сам пошел на страдания. Мы все хотим справедливости. Но забываем, что справедливость - это низшая ступень нравственности. Человек, желающий жить в справедливом обществе, хочет, чтобы окружающие создали для него определенные условия. А каков при этом сам человек — это справедливо никого не касается. А любовь — это высшее нравственное чувство. Неважно, как я живу, и как живет мой ближний. Я должен ему послужить. Не отнять и разделить, а пожертвовать своим временем, имуществом, талантом для других. И тем самым внести свою лепту добра в мир. Варвара Канаева, http://www.nsk.aif.ru/society/article/35513
|
|||||||
|
Всего оценок: 0 | ||||||
Похожие новости
|
|||||||