По благословению Высокопреосвященнейшего НИКОДИМА,
Митрополита Новосибирского и Бердского

БЕРДСК ПРАВОСЛАВНЫЙ

Сайт о духовной жизни города Бердска

•   » » Владыка Тихон: «Чтобы взойти на гору духовности, надо преодолеть подъем» 

   

Владыка Тихон: «Чтобы взойти на гору духовности, надо преодолеть подъем»


3 мая 2013

Владыка Тихон, митрополит Новосибирский и БердскийНакануне Светлого Христова Воскресения разговор о Боге, душе и о том, почему непросто жить по заповедям, особенно актуален. Сегодня у нас гостях владыка Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский.

 Это правда, что и у нас, в Новосибирской области, есть чудотворная икона?

- В храме на станции Мочище есть чудотворный образ Иверской Божией Матери, молясь которой многие получают исцеление. Обретение иконы — тоже чудесная история. В 1996 году 12-летняя девочка, недавно вставшая с постели после тяжелой травмы позвоночника, узнала, что у бабушки на чердаке есть старинная икона Богородицы. Поздно вечером она пробралась на чердак, откинула покрывало... Было страшно, и, ничего толком не разглядев, она прошептала: «Матерь Божия, прииди ко мне» и убежала. Ночью в полузабытьи девочка увидела себя стоящей на коленях и молящейся. Только вместо иконы перед ней стояла Владычица, которая возложила руки ей на спину... Утром девочка проснулась без привычной боли в спине. Икону сняли с чердака и отдали в храм.

Были и другие случаи. Например, в Александро-Невском храме работает женщина, которой Иверская Богоматерь помогла исцелиться. Три года назад она умирала от рака — операцию делать отказались, болезнь была сильно запущена. Ее принесли на носилках и положили перед иконой — встать и приложиться она не могла. На грудь ей положили маленькую иконку — копию чудотворной и оставили слушать акафист. Когда иконку сняли с груди умирающей, то увидели, что образ Пречистой словно изъеден в тех местах, где у женщины были метастазы. А сама женщина больше не болела — самостоятельно встала с носилок, поблагодарила Богородицу и пошла домой. Сейчас она жива и здорова.

К нашей иконе приезжают даже из-за границы. Не так давно прилетала женщина из Тель-Авива. Она могла ходить только с костылями. Постояла ночь перед иконой, послушала акафист, бросила костыли и улетела на родину... Священники и активисты из прихода храма собирают свидетельства исцелений, сегодня выпущено уже несколько брошюрок.

Но разговор о чудесах опасный. Для многих чудо — это очередное искушение, повод поискать реальное объяснение случившемуся. Помните, Христос говорил: «Прелюбодеи и лжецы ищут чуда». Духовному человеку чуда не нужно — когда он живет церковной жизнью, он чувствует перемены, которые благодать Божия с ним совершает.

Главное чудо — когда человек меняется под действием благодати Божией. Да так меняется, что сам себя не узнает. Я часто посещаю тюрьмы и вижу, как за несколько лет преображаются те, кто там находится. Если человек ходит в храм, он преображается, глаза у него становятся другими. И это зеки, преступники. Безусловно, выходя, многие из них возвращаются на старую дорожку. Но некоторые удерживаются от греха — и это настоящее чудо.



 Мы говорим в Великий пост, началась Страстная седмица. Как провести эти дни?

- Спасение утопающих... Поститься, если уж есть желание быть со всей церковью. Только надо помнить, что пост — это не диета, и цель его — не сбросить килограмм-другой. Смысл поста — торжество разума над инстинктом. Пригасить физиологию и дать возможность духу возобладать над плотью. Несмотря на то, что я, допустим, люблю жареные куриные ножки и не прочь поужинать ими сегодня, я откажу себе в этом удовольствии, потому что вместе со всей церковью у меня день воздержания. У духовной культуры есть свои правила: не переедать, не пересыпать, лишний раз не развлекаться. Иначе — духовное пьянство. Когда человек впадает в порок, он становится зависим от греха.

Еще мы говорим, что в церкви все совершается здесь и сейчас. Перед каждым большим праздником мы, верующие, проходим некую подготовку — пост. Чтобы взойти на гору духовности, надо преодолеть подъем — поработать, побороть себя. Чтобы стать с Христом, надо пройти его путь. Конечно, не в той мере, но все же взять свой крест и следовать за ним. Вот и в Страстную седмицу мы, вспоминая страдания Господа, проходим их с ним — мысленно встречаем Бога вайями в Иерусалиме в Вербное воскресенье, принимаем тело и кровь Христову в Чистый четверг, словно присутствуя на Тайной вечери, видим предательство ученика, целуем плащаницу в пятницу — день Христова распятия и, уже очищенные его страданиями, подходим к самому главному празднику — светлому Христову воскресенью.

 Владыка, как вы решили стать монахом?

- Я к иночеству никогда не стремился. В семинарии нам говорили, что к концу четырехлетнего обучения мы должны выбрать: монашество или семья. Была возможность оттянуть принятие столь важного решения — поступить в Духовную академию. Я так и сделал. Мне исполнилось тридцать лет, я заканчивал академию, а решение так и не принял. Посоветовался с мамой, она направила меня в Задонск, к старцу. Лишь взглянув на меня, он сказал, что мне предстоит монашеский путь. Благословил подавать прошение на постриг. Пострига я ждал еще три года...

Я признался старцу, что мне страшно идти в монахи, да и молиться я особо не люблю. А он ласково так ответил: «Ты все принимай, а молиться я буду, чтобы тебе легче было». Больше я не сомневался. Потом мы много говорили, иногда дни напролет. Потому что духовная жизнь начинается со слова. Помните, перед тем как омыть ученикам ноги в четверг, перед своим распятием, Господь говорил: «Теперь вы все чисты через слово». Он три года ходил и говорил с ними. Словом он очистил их разум, и сердца апостолов воспылали любовью к Богу.

 

 Сложно ли быть монахом?

- Все сложно... Человек должен создать семью, реализовать то, что вложено в нас Богом, продолжить род людской. Всегда говорю, что создать хорошую семью практически невозможно, потому что каждый ее член должен обладать качествами святого человека. Влюбленность проходит, а дальше — верность. Надо терпеть, прощать, поддерживать и помогать. Это жертвенный подвиг, через который доказывается любовь.

Монашество — это особый путь, на который, по мнению святых отцов, человека должен призвать Бог. Он не для всех. Если верующий хочет посвятить свою жизнь Создателю и преображению своей личности, он избирает иночество. Но в этом призвании тоже надо удержаться. Одиночество не каждый может потерпеть, а может прийти и уныние, тоска, отчаяние. Если вера охладела, инок может сделать много ошибок... Но если человек устоял в вере, тогда монашество — легкая и радостная дорога.

 Говорят, сегодня жить по заповедям очень сложно?

- Без Бога — да... Люди неверующие не знают того, что знаем мы: в мире реально существует персонифицированное зло. Мы говорим, что есть Господь, но ведь есть и его антипод, создавший свое царство, пространство которому — зло. Входя в душу человека, оно вносит туда дисгармонию... Скажите, кого мы назовем вором — того, кто украл пять копеек, или того, кто украл миллион долларов? Не в сумме дело! Человек преступил нравственный закон. И даже если никто этого поступка не заметил, сущность человека изменилась. Поэтому нельзя воровать и безвозмездно помогать бедным, как тот же Робин Гуд. Либо ты вор, либо раскаявшийся грешник. Служить Богу и мамоне одновременно не получится...

Даже верующим людям непросто разобраться в своем внутреннем мире, жить по заповедям. По учению святых отцов, четыре мысли действуют в разуме человека: от Бога, от дьявола, от физиологии и от самого человека, и разобраться в этом очень сложно. Духовно опытный человек будет рассуждать, стоит ли прислушиваться к тому или иному помыслу. Однажды я обратился к старцу с вопросом: как мне молиться, поститься? А он сказал, что пост и молитва для меня сейчас не самое важное. Главное — не ходить в гости. Я очень удивился и только потом понял, что в гостях можно позволить себе съесть лишнего, походя осудить человека, потерять благоразумность.

 Вера сегодня ослабевает?

- Я бы не сказал. С нравственностью у нас туго...Недавно присутствовал в на очередном заседании по образованию. Докладывают о состоянии школ, стройках, ремонтах, новом оборудовании, хорошем питании... И ни слова о том, что школа должна воспитывать. Мне отвечают, что дело школы — растить успешных людей, нравственность лежит за пределами компетенции учителей. Помилуйте, успешных будет три-четыре из класса, остальные будут обычными обывателями. Не имеющими никаких нравственных установок. Да и успешные, но безнравственные люди вряд ли будут заботиться о том, чтобы улучшить условия жизни своих подчиненных. Мы хотим жить в таком мире?!?

Нас, священников, не пускают в школы. В армию приглашают — рапортуют потом, что обстановка оздоравливается, в тюрьмы мы ходим, наркоманов ресоциализируем, как говорят, лучше всех. А в школу нельзя - пусть дети растут как трава в поле. Получается, что мы с ними потом встретимся - в тюрьмах или реабилитационных центрах.

 Владыка, Вы говорили, что читаете труды Ленина?

- Мне хочется знать, в каком государстве я родился, в каком живу сегодня. Мы сейчас строим демократическое общество. Все основы этого общества заложены в трудах Ленина. Мы говорим об эвтаназии — а у него написано, что каждый коммунист в пятьдесят лет должен закончить жизнь самоубийством, как дочь Карла Маркса Лаура со своим мужем, чтобы старость и болезни не привели человека к духовной жизни... И много еще всего интересного. Читайте Ленина, и станет понятно, почему мы сегодня так живем и куда мы движемся.

 И напоследок: скажите, как стать счастливым?

- Материалист скажет, что необходимы деньги, да побольше. Для того чтобы создать себе материальный комфорт. А потом и оградить этот комфорт от возможных на него посягательств. Духовная же культура — антипод материальной. Мы ежедневно молимся «хлеб наш насущный даждь нам днесь», то есть дай, Господи, нам самое необходимое сегодня, и больше ничего не нужно. Счастье для нас в другом - общении с Богом, исполнении Его заповедей, жизни по совести, служении людям.

Для верующих есть две главные заповеди: любовь к Богу и любовь ко всем людям. Любовь к Богу реализуется через самоотверженное служение ближним. Символ этой любви и нашей веры — крест, вознесшийся над храмом, как над Голгофой. Христос принес Себя в жертву. Не других послал на смерть за светлое будущее, как делали революционеры всех мастей, а Сам пошел на страдания.

Мы все хотим справедливости. Но забываем, что справедливость - это низшая ступень нравственности. Человек, желающий жить в справедливом обществе, хочет, чтобы окружающие создали для него определенные условия. А каков при этом сам человек — это справедливо никого не касается. А любовь — это высшее нравственное чувство. Неважно, как я живу, и как живет мой ближний. Я должен ему послужить. Не отнять и разделить, а пожертвовать своим временем, имуществом, талантом для других. И тем самым внести свою лепту добра в мир.

Варвара Канаева, Фото: Елены ИВАНОВОЙ http://www.nsk.aif.ru/society/article/35513




  
Всего оценок: 0  

Расписание Богослужений
Бердск православный
Воскресная школа
ВПК "Добрыня"
Православная Гимназия
Артель мастеров
Казанская часовня
Епископ Сергий (Соколов)
Архимандрит Макарий
История
Бердский приют
О проекте
 Архив
Обратная связь


Расписание паломнических поездок Центра при Соборе Св. Благоверного князя Александра Невского.


Приглашаем всех желающих на занятия

Студия традиционного фольклора ЛАДИЯ

Подробнее...


Сообщество епархиальных ресурсов

Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии.

Друзья! Присоединяйтесь к нашему сообществу, это поможет сделать ваш сайт более известным.

Анонсы

Фотоальбомы >>>


Фотохроника строительства Богоявленского храма в Бердске

Фотографии старого Сретенского храма >>>

6 сентября 2014 года - освящение закладного камня нового храма >>>

Крестный ход на Святой источник в м-р Ложок 22 июня 2014 >>>

Фоторепортаж с Крестного хода в День Святой Троицы 8 июня 2014 >>>

+



Информация

Дорогие братия и сестры!

Молебен о исцелении страдающих наркотической, алкогольной, игровой зависимостью и для их родителей совершается каждый четверг в 17.00 в Сретенском храме по ул.Лазо 18.

Беседа для родителей чьи дети попали в зависимость от наркотиков, алкоголя и игровых автоматов проходит каждый четверг, в 18.00
в Православной гимназии по ул. Горького д. 46.

Беседы проводят:
1. Священник Василий Бирюков, настоятель Преображенского собора.
2. Помощник руководителя Православного реабилитационного центра при соборе святого Александра Невского города Новосибирска, Новосибирской епархии, Русской Православной Церкви.

Для желающих принять  ТАИНСТВО СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ,  
проводятся огласительные беседы в храме СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, по средам в 18-00.  Адрес: ул. Лазо, 18
Вопросы тел. 2-33-84


Дорогие братия и сестры! Приглашаем всех принять участие в разработке сайта. Если вы хотите опубликовать свои материалы на нашем сайте, мы разместим ваши статьи в соответствующем разделе. 


Непридуманные рассказы батюшки Валентина >>>

"На земле мы только учимся жить". Протоиерей Валентин Бирюков  >>>

Правдой будет сказать - Книга Владыки Сергия (Соколова) о своей жизни. >>>

Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться >>>


 

Август 2024 (1)
Июнь 2024 (1)
Сентябрь 2023 (1)
Октябрь 2022 (1)
Август 2022 (1)
Июнь 2022 (2)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

300-летие Бердска, Великий пост, Гимназия, Горохов, День Святой Троицы, День народного единства, День славянской письменности и культуры, Крестный ход, Крещение Господне, Ложок, Масленица, Медцентр «Святитель Лука», Пасха, Преображение Господне, Преображенский собор, Протоиерей Валентин Бирюков, Протоиерей Василий Бирюков, Протоиерей Сергий Рогов, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Святки, Сретенский храм, Строительство Богоявленского храма, Фотохроника строительства Богоявленского храма, Часовня, видео, колокола, концерт, фото
Поиск



 
Искомое.ru

Архив (1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 2008 | 2009  | 2010) АМ карта сайта

 Журнал основан в мае 2002 года. При использовании материалов ссылка на "Бердск православный" обязательна.
Наш адрес в интернет - http://berdsk.orthodoxy.ru
a404a12@yandex.ru

Православие.Ru Образование и Православие Образование и Православие