ДОСЛОВНО
Из «Сибирского торгово-промышленного
ежегодника за 1914—1915 гг.»
Бердск (Бердское)
Село Барнаульского уезда Томской губернии находится на правом берегу р. Оби и на левом речки Верди, впадающей в Обь несколько ниже села. Село — пароходная пристань и, кроме того, резиденция почтово-телеграфной конторы, участкового сельского врача, мирового судьи 5-го участка, крестьянского начальника 4-го участка, станового пристава 2-го стана и лесного смотрителя. Расстояние от Бердска до ближайшей железнодорожной станции (Ново-Николаевск) около 32 верст, до уездного города Барнаул — 190 верст.
В 1756 году Бердск, незначительный по населению, был острогом; сюда шли в копиях указы императрицы Елизаветы Петровны через «Канцелярию Колывано-Воскресенского Горного начальства» на имя «Бердской земской и судной избы» и, если не ошибаемся, Бердская Малая изба писала «депорты» на Большую Кузнецкую избу... Ближе к нам: об административной деятельности «управителя» Басарева живы и посейчас воспоминания. Любил «управитель» покататься в экипажах, запряженных десятками людей, любил и жен чужих. О широком применении розги и говорить нечего... Таких правил был «управитель» Басарев.
20—25 лет тому назад в селе было не более 60—70 дворов, теперь их более 800. Жителей обоего пола до 6000, в том числе много непричисленных. Занятие жителей — земледелие, извоз, торговля.
В Бердске имеется аптека, больница (ютящаяся в наемном помещении, а потому далеко неудовлетворительная в гигиеническом отношении), ремесленное училище и смешанное 2-классное училище М.Н.Пр. (Министерство Народного Просвещения - ред.) К сожалению, программа общеобразовательных предметов в ремесленной школе крайне скудна. Достаточно сказать — окончившие школу ученики выходят с убеждением, что земля на трех китах «стоит». За все время существования школы (с 1-го июля 1903 года) выпущенных окончившими полный курс едва ли насчитается 25 человек. В настоящее время всех учеников более 40 человек. В смешанном 2-классном училище около 300 человек, из коих 126 девочек.
В Бердске есть бесплатная народная библиотека, функционирующая с 1897 года. Количество книг — более 4-х тысяч; читающих около 350 человек; книг выбрано около 4500. При библиотеке имеется обширный зрительный зал в два света и сцена.
Следует отметить культурную работу местного сельскохозяйственного общества, вернее, трех членов правления и шести членов совета. Ближайшая цель общества — это, при материальной поддержке министерства земледелия и при накоплении своих собственных средств, — открыть сельскохозяйственную школу, завести образцовую ферму и пригласить агронома.
Чисто культурная деятельность общества к данному времени выразилась в том, что общество дало широкое распространение овсу «Мильтон» (культивирован в вятской опытной сельскохозяйственной станции при Вятском губернском земстве), дающему по сравнению с другими овсами значительно больший умолот, тогда как на десятину ручного посева овса этого идет не более 7 пудов, а при посеве сеялкой — от 5 до 6. Общество также ревниво распространяет среди населения семена озимой ржи под названием «пробштейской» и «тросниковой».
Коммерческая сторона деятельности общества сводится к продаже земледельческих машин («Осборн») и орудий; общество, помимо того, ведет торговлю железными, скобяными, шорными и другими, необходимыми в крестьянском быту, товарами. О развитии деятельности общества, с коммерческой точки зрения, укажут следующие цифры.
Размер оборота первого операционного года был лишь до 7 тыс. руб., причем общество работало исключительно на кредитованные ему деньги. Теперь валовой оборот
его склада и лавки доходит до 90 тыс. руб. С 2-го июля 1905 года открыло свои действия бердское кредитное товарищество при наличности всего-навсего 33 членов и на ссуду государственного банка в размере 4-х тыс. руб.
Жизнь в Бердске в общем недешева, что объясняется близостью города Ново-Николаевска.
В селе две ярмарки: 1) с 24 июня по 1 июля (Ивановская), оборот 8—10 тыс. руб. Товар, главным образом, фабричного и заводского производства; 2) с 8 ноября, Михайловская, двухнедельная, но заканчивающаяся в 4—5 дней. Товар: очень много свинины, скотское мясо, кожи, сало, обувь валяная и пр. Оборот Михайловской ярмарки до 200000 р. Базары еженедельно: по пятницам и субботам.
Однако подвоз зернового хлеба осенью и зимой ежедневно. Общая скупка хлеба для Бердска определяется в 600—700 т.п. (тысяч пудов —ред.)
Всех торгово-промышленных и ремесленных предприятий в селе около 90.
Зимний тракт: Барнаул—Бердск—Ново-Николаевск — 222 версты, Барнаул—Повалиха—Озерки— Тальменка—Анисимово—Зимовье—Медведск—Койново—Бердск
Ново-Николаевск.
Торгово-промышленные предприятия
-
Аптека
Ласк, И.К.
-
Бакалейные товары
Вагина, СЛ., Н-ки (Наследники —ред.) Калинина, НА. Машинскаго, Н-ки Маштаков, ФД Полферов, Н.Н.
-
Галантерейные товары
Вагина, СЯ., Н-ки Калинина, Н.А. Машинскаго, Н-ки Маштаков, ГД Маштаков, ФД. Полферов, Н.Н.
-
Земледельческие орудия
Бердск. Сельск. Хоз. О-ва (Бердского сельскохозяйственного общества —ред.)
Переселенч. Упр. (Переселенченского управления —ред.)
Столль, В.Г. и К, Т-во (И Компания, Товарищество —ред.)
-
Золото, серебро, часы
Вагина, С.Я., Н-ки Машинскаго, Н.И., Н-ки Маштаков, ФД.
-
Кожевенные товары
Селюнины, Бр. (Братья —ред.)
-
Мануфактурные товары
Вагина, С.Я., Н-ки Калинина, НА. Маштаков, ФД. Маштаков, ГД. Машинскаго, Н.И., Н-ки Полферов, Н.Н.
-
Мебель
Вагина, С.Я., Н-ки Маштаков, ФД. Маштаков, ГД. Машинскаго, Н.И., Н-ки Полферов, Н.Н.
-
Москательные товары
Маштаков, ФД Маштаков, ГД.
- Мыловаренные заводы
Трубников Сафронов, П.С.
-
Мука
«Горохов, ВА», т/д (Торговый дом -ред)
-
Мельница
«Горохов, ВА», т/д
-
Обувь
Вагина, С.Я., Н-ки Калинина, НА Маштаков, ФД Маштаков, ГД. Машинскаго, Н.И., Н-ки Полферов, Н.Н.
-
Пимокатные мастерские
Барабашкин, В.У. Барабашкин, Н.В. Барабашкин, Я.В. Губкин, М.Е.
-
Платье готовое
Вагина, С.Я., Н-ки Маштаков, ФД Маштаков, ГД Машинскаго, Н.И., Н-ки Полферов, Н.Н.
-
Посуда
Вагина, С.Я., Н-ки Калинина, НА Маштаков, ФД Маштаков, ГД Машинскаго, Н.И., Н-ки Полферов, Н.Н.
-
Ренсковый погреб
Машинскаго, Н.И., Н-ки
-ред.)
-
Скобяные товары
Маштаков, ФД Маштаков, ГД Сельскохозяйственное О-во
-
Скотопромышленность
Бурдин, Я.И. Комшилов, ЕА Светлобов, ИД
-
Страховые общества
Северное страховое О-во, аг.: АС. Горохов (Агент —ред.)
Второе Росс.
Стр. О-во, аг.: И.С. Зуевский «С.-Петербург», аг.: Н.М. Пушкарев «Якорь», аг.: Д.Г. Бубнов
-
Скупка хлеба (зерном)
«Горохов, ВА», т/д Купцов, И.В. Маштаков, ФД Шишкин, Л.Н.
-
Транспортная контора
«Горохов, ВА», т/д
-
Чай и сахар
Вагина, С.Я., Н-ки Маштаков, ФД. Маштаков, ГД Машинскаго, Н.И., Н-ки.
-
Шорные товары
Булатов, АФ. Булатов, Ф.П.
- Сельскохозяйственное О-во
-
Швейные машины
Зингер, К.
(Из воспоминаний В.П. Семенова-Тян-Шанского)
...Наконец, наступил день, когда повозка въехала в деревушку Верхние Чемы, у которой существует перевоз в большое село Бердское на противоположном берегу Оби.
В деревушке пришлось ночевать с 11 на 12 июня у тамбовцев, вследствие отсутствия парома, который находился на противоположном берегу Оби и уже несколько дней не ходил из-за прибыли воды, потопившей место причала.
А. Иностранцев сопровождал
Семенова-Тян-Шанского практически во всех
путешествиях, исполняя, выражаясь
современным языком, должность
фотокорреспондента, о чем свидетельствует
снимок мельницы, сделанный в Бердске.
Снимок был опубликован в книге «Россия.
Полное географическое описание нашего
Отечества». (С.-Петербург. Издание А.Ф.
Девриена. 1907.)
Пришлось посылать на лодке мужика за паромом. Утром часов в пять паром наконец прибыл. Он небольшой, приводящийся в движение тремя лошадьми, ходящими по палубе и вертящими ворот, сообщенный с колесами. На паром поставили повозку, а подошедшие мало-помалу пассажиры разместились в разных частях палубы.
Кормчий — энергичный мужик с русыми прямыми волосами, светлой коротенькой рыжеватой бородкой, с похожими на моржовые усами и большим ртом, очень приспособленным для громкой, отчетливой отдачи приказаний. Покуривает он свою трубку, покрикивает по временам на парней — погонщиков лошадей, а по-сибирски «коней», и спокойно и бодро управляется с рулем-веслом.
Паром движется страшно медленно. В воздухе тишина; только вдали где-то в лесу кукует одинокая кукушка.
Я сижу под поднятым верхом повозки, потому что идет мелкий дождь, впрочем, совсем почти без ветра. С парома открывается раздольный вид на всю ширь Оби с ее лесистыми берегами и островами.
Немногочисленная паромная публика, состоящая почти исключительно из мужиков, начинает заводить между собой разговоры и понемногу знакомиться. Единственная пассажирка, очень немолодая баба, сидящая согнувшись на полу на корме, видимо, начинает зябнуть, ибо довольно холодно, а одета она весьма кое-как. Кто-то дает ей недокуренную папироску, чтобы согреться, и она ее докуривает не без удовольствия.
Вдруг из воды начинает показываться у самого парома большая карча. Тотчас все начинают суетиться, кричать и давать советы, как ее обойти при таком сильном течении. Кормчему и мальчишкам помогают схваченными шестами какой-то рыжий шорник и невысокий бородатый мужик в меховой шапке, с довольно тонкими чертами лица и голубыми, слегка слезящимися глазами — оба пассажиры парома. Наконец карчу как будто проехали, но в это время что-то подводное все-таки не дает идти вперед, хотя и толкаются усиленно об карчу шестами. Паром весьма быстрым течением Оби сносит на десяток-другой сажен назад. Крик и шум. Удается опять подойти близко к берегу, но тут паром натыкается на мель.
Снимаются опять шестами. Вторично пытаются пройти между карчей и берегом, и опять та же история. Тогда, подойдя к самому берегу, спускают двух коней с веревкой и мальчиком на берег. Два коня начинают тащить по берегу, ежеминутно цепляясь в кустах и прутьях, а третий работает на пароме за воротом.
Паром с неимоверными усилиями обходит карчу с другой стороны. Хотя дальше и попадаются две-три меньшие карчи, но идет он уже беспрепятственно, разумеется, весьма медленно. Несколько раз приходится останавливаться у берега, зацепившись за кусты, чтобы дать отдых уставшим лошадям. Дождь и ветер усиливаются.
Наконец все препятствия, по-видимому, удается преодолеть: паром уже находится против верхнего конца села Бердского. Отсюда его можно пустить поперек Оби и, несмотря на сильный снос, пристать все-таки чуть-чуть повыше огромной черной баржи, стоящей у берега против середины села.
Паромщик поворачивает руль и пускается поперек реки. Ежеминутно усиливающимся течением паром сносит, однако, ниже, чем он рассчитывал. Несмотря на все усилия людей и лошадей, паром несет со страшной быстротой прямо на нос черной баржи. С берега это замечают, и толпа рабочих с криком бегом несется, устремляется на баржу, предвидя крушение. На лицах паромных пассажиров выражается недоумение с оттенком лишь небольшого испуга, потому что никто из них в эту минуту не осознает еще всей опасности.
Иностранцев (смотри следующую стр. —ред.), впрочем, в старости, незадолго до своей кончины, сознается мне, что он смертельно испугался, и очень удивлялся мне, как я не сознавал опасности и относился спокойно ко всему. А меня лишь разбирало любопытство, что-то будет дальше. Раздался глухой толчок, и паром наваливается сначала со всей силы на якорную цепь баржи, а затем, уже гораздо слабее, другим концом ударяется в ее нос. Тотчас разматывают на пароме канат, двое из пассажиров садятся в лодку и отправляются в ней с одним концом каната на берег.
Часть рабочих с баржи бежит на берег, хватается за этот канат и начинает изо всех сил притягивать паром к берегу. Я влезаю поспешно на козлы повозки, чтобы поскорее опустить ее верх и отвязать один из чемоданов, на который, при движении парома, неминуемо и быстро надвигается снасть, идущая от баржи к берегу. Пока я вожусь с увязыванием, сзади раздаются крики: «Берегитесь, снасть!»
А. Иностранцев сопровождал Семенова-Тян-Шанского практически во всех путешествиях, исполняя, выражаясь современным языком, должность фотокорреспондента, о чем свидетельствует снимок мельницы, сделанный в Бердске.
Снимок был опубликован в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». (С.-Петербург. Издание А.Ф. Девриена. 1907.)
Мгновенно соскакиваю одной ногой с козел и нагибаюсь как можно ниже. В это время снасть проезжает у меня по спине, налетает на верх повозки и срывает чемодан, который и падает между оглобель. Окончательно перетрусившая баба начинает причитать.
Паром с трудом подтягивают к берегу, он слегка сдавливает привязанную сбоку лодку, борта ее трещат. С берега перекидываю две доски, и пассажиры понемногу выходят. Затем рабочие с баржи берутся за повозку и на руках вкатывают ее с криком на крутой, скользкий
берег.
Испуг на лицах прошел, даже у окончателно растерявшейся бабы. Перемокшие, грязные, но повеселевшие пассажиры расходятся понемногу по обширному селу Бердскому.
Самое замечательное было то, что ровно за 39 лет до этой переправы, 6 июня 1856 года, то есть как раз в те же числа, на этом самом месте переправлялся через Обь в Бердское в тарантасе на пароме мой отец Петр Петрович, направляясь в путешествие на Алтай и в Тянь-Шань..