Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд
Мирный труд людей, их мечты и надежды, планы на будущее — все в один миг было перечеркнуто войной, самым страшным, что только могло произойти. И ведь знали все от мала до велика, что будет война, готовились: занимались в оборонных кружках, на курсах пилотов, пулеметчиков, танкистов, радистов, медсестер... И все же, как обухом по голове — война!
С первых же дней тысячи жителей Новосибирской области ушли добровольцами на фронт, сотни бердчан также были в этих рядах. На фронтах Великой Отечественной воевали, погибали, получали ранения и увечья и те, кому было под пятьдесят, и те, кому едва исполнилось восемнадцать.
На долю старшего поколения бердчан пришлась не одна война. Через огонь первой мировой прошли Иван Пахомович Косачев, Александр Лаврентьевич Потапов, Иван Лукич Баев и другие. Порохом гражданской войны были опалены Степан Макарович Зонов, Михаил Андреевич Ячменев, Иван Тихонович Мальцев, Петр Михайлович Петропавловский. Иван Иванович Дубровин, например, находился на фронтах гражданской около шести лет.
Мать, рассказывая детям про отца, говорила: «Ваш отец всю жизнь завоевывал советскую власть». Бердчане принимали участие в событиях на КВЖД в 1929 году, проливали кровь в войнах с японцами: в 1938-м на сопках у озера
Хасан, в 1939-м на реке Халхин-Гол. Не успели еще бердчане вернуться с Дальнего Востока, как эшелоны повезли их на запад, под Ленинград. Там возник новый очаг войны, на Карельском перешейке.
Часть бердчан со скоротечной финской войны убыли в составе частей в «освободительные походы»: кто в Прибалтику, кто в западные Украину и Белоруссию, кто в Бессарабию. Было это летом 1940 года. И ровно через год грянула Великая Отечественная...
К июню 1941 года подавляющее число бердчан проходили кадровую воинскую службу на Дальнем Востоке. В первые, самые страшные часы войны более 60 солдат-бердчан оказались на западных рубежах нашей страны: они были среди тех, кто принял, на себя первый удар фашистских захватчиков.
По плану боевой подготовки Сибирского военного округа много бердчан было призвано на военные сборы и направлено в части и соединения 24-й армии.
Особенно много призванных из Бердска оказалось в 133-й и 107-й стрелковых дивизиях, 12-м отдельном минометном батальоне, 451-м отдельном линейном батальоне связи. Естественно, были бердчане и в других армейских частях. 21 июня армия находилась на крупных маневрах, а 27-го первые эшелоны уже пошли на запад, в Смоленскую область. В первые дни войны части и соединения 24-й армии пополнились воинами запаса. Только со 133-й дивизией уехало на фронт более ста бердчан.
На протяжении всей войны уходили из Бердска на защиту Отечества мужчины и женщины, но большая их часть была призвана в 1941-м и первой половине 1942 года. Они приняли участие в тяжелейших боях и сражениях за Москву, Ленинград, Сталинград, своими подвигами, своей кровью и самой жизнью они приближали миг победы.
На фронт из Бердска уходили целыми семьями. Из семьи Авдеевых ушли три сына, один из них погиб. У Акуловых, Азаровых,
Хлебниковых также ушли цо три брата — все погибли. Шесть братьев Овчинниковых защищали Родину, погибли трое.
Пять братьев сражались с врагами из семьи Семенюты — один погиб, трое были ранены. Не вернулись с войны отец семейства Шабалиных и два его сына. Их трех братьев Баровых с победой вернулся только один, весь израненный. На долгих семь лет растянулась война для бердчанина Василия Андриановича Рубцова, который участвовал в японских событиях на Халхин-Голе, через несколько месяцев после того уже воевал против белофиннов зимой 1940 года.
Четыре года смотрел Василий Рубцов смерти в лицо. «Однажды, — вспоминал он после войны, — мы ехали эшелоном из тыла к линии фронта. Везли в части молодое пополнение. И вдруг среди поля налетели немецкие самолеты. Мы повыскакивали из вагонов и попадали на землю. Когда фашисты улетели, то живым из всех ехавших в вагоне остался только я один.
Был и другой случай. Во время проведения разведки во вражеском тылу мы были обнаружены немцами. Уходя от преследования, забрались в небольшое болотце, которое вскоре было окружено вражескими автоматчиками и пулеметчиками. Все болото простреливалось насквозь. Спасение было только в том, чтобы зарыться в иле, во мху. Стояла осень, и было невыносимо холодно. Кто не выдерживал, высовывал голову — сразу попадал под пули. Я просидел в болоте трое суток, пока не подошла наша часть...»
После разгрома фашистской Германии В. А. Рубцов принял участие в разгроме милитаристской Японии. Вернулся солдат в родной город с победой, но здоровье было крепко подорвано — в 1952 году смерть настигла мужественного воина. И подобных примеров множество: пощадив в боях, смерть еще долгие годы выкашивала и воевавших солдат, и их близких...
Сколько сломала судеб, осиротила детей та проклятая народом война!
Воины-бердчане храбро сражались на всех фронтах Великой Отечественной. Стойко защищали Москву С. П. Смолихин, С. А. Власов, В. И. Кашлачев, Я. П. Марков и др. В прорыве блокады города на Неве участвовали Ф. Г. Тушин, М. М. Бельмесов, В. К. Косточкин, И. Г. Кантаев, В. Ф. Ермачков. Истребительно-противотанковой бригадой на Курской дуге руководил кавалер ордена Александра Невского С. М. Станкевич.
Здесь отважно сражались председатель поселкового Совета П. А. Зубатов, учитель Н. Ф. Бороздин, врач К. С. Полынская, инженер-строитель С. М. Овчинников, школьный военрук П. Ф. Мишнев. В боях под Сталинградом командовал взводом противотанковых орудий бывший заведующий бердским народным домом А. Н. Кондратьев. Полными кавалерами ордена Славы стали снайпер Д. И. Стребков и сержант А. А. Дидигуров.
Двумя орденами Славы награжден С. М. Лебедев. За смелость и отвагу в боях с фашистами гвардии майор И. С. Иванов награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды. Партизанскими тропами прошли войну В. Я. Переладов, Н. Л. Гайдук, И. В. Русевич, Н. Ф. Марков, Н. А. Адоньев, В. С. Сафронов, И. П. Форт и др. За четырехлетнюю службу в должности полевого хирурга награжден тремя орденами и многими медалями майор Г. П. Бадьин. Эту славную летопись можно длить и длить.
На мемориальных досках школьных зданий Бердска навечно записаны имена отважных молодых ребят, ушедших воевать практически со школьной скамьи. Это Юрий Арзамасов, Олег Гадалов, Дмитрий
Сероготский, Виталий Лыков, Михаил Токарев... К примеру, Юра Арзамасов, учась в школе, очень увлекался археологией, организовывал походы по родному краю, во время которых ребята производили раскопки, и однажды летом 1936-го они открыли стоянку древних людей. Если бы не война, быть Юрию ученым-этнографом или археологом... Вместе со своими учениками уходили на фронт учителя — П. А. Дараган, Д. И. Артемьев, М. С. Ховен. Все они погибли. Марк Сергеевич Ховен, пройдя многими фронтовыми дорогами, погиб в последние дни войны.
В районе города Вены он вместе с боевыми товарищами попал под шквальный артиллерийский огонь обороняющегося в предсмертной агонии противника, был смертельно ранен и скончался по дороге в медсанбат.
Марк Сергеевич для своих маленьких детей Нелли и Феликса писал из самого пекла замечательные письма в стихах: «Про связистов и про связь», «Заказ с фронта», «Как фашистские прохвосты поломали свои кости», «Рассказ дочери с фронта», «Ответ дочурке»...
Мне сегодня военная почта
На тетрадном листке в три косых,
Моя милая-милая дочка,
Принесла десять строчек твоих...
Эти письма — потрясающие документы человеческой доброты и стойкости; среди ужасов войны солдат находил время и духовные силы, чтобы поддержать близких и дорогих ему людей в далеком-далеком Бердске. Учитель от Бога, он даже в страшную годину помнил, что у детей продолжается детство...
Другому бердчанину, Владимиру Шарнину, ставшему впоследствии художником, на фронте снился родной город. В мирное время он написал картину «Старый Бердск», поражающую старожилов подробностью изображения.
Владимир Николаевич говорит, что не стремился к этому специально, видимо, таково свойство обостренной испытаниями человеческой памяти. Наверно, более всего, будучи на войне, он боялся не увидеть свою малую родину, не вернуться к родному порогу. Но выжил, выстоял, вернулся...
Победа на фронтах Великой Отечественной была невозможна без самоотверженной работы в тылу. С первых же дней войны на производство оборонной продукции перешли не только крупные предприятия, но мастерские и промартели.
На Бердском мельзаводе выпуск муки для фронта сначала удвоился, а потом и утроился. По инициативе руководства предприятия А. Тарабыкина, Н. Ананьева, Д. Винокурова в коллективе начался сбор средств на строительство самолетов. Все свои денежные сбережения и облигации государственных займов рабочие и служащие передали в фонд обороны. Всего коллектив мельзавода перечислил государству более 500 тысяч рублей. Дважды на предприятие приходили правительственные телеграммы за подписью И. В. Сталина. Вот текст одной из них: «Прошу передать рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим Бердского мельзавода, собравшим 23823 рубля деньгами и 80305 рублей облигациями госзаймов на строительство самолета «Бердский мукомол», — мой братский привет и благодарность от Красной Армии».
По-ударному трудились на всех предприятиях женщины, которые пришли на смену отцам, мужьям, братьям. «Швейная фабрика, — вспоминает ее ветеран Л. В. Курская, чье имя в 1943 году занесли в Книгу почета, — организовала пошив красноармейских бушлатов. Шили и день и ночь, многие женщины работали без перерыва 2-3 смены». Было этой работнице в то время 16 лет. Рядом с ней трудились такие же девочки-подростки.
Стахановки пимокатной артели «Пролетарий» отправили на фронт не менее 20 тысяч валенок, работницы артели «Коллективный труд» кроили и шили для армии гимнастерки, белье, телогрейки, чехлы для саперных лопат. Организованные перед войной предприятия местной кооперативной промышленности — артель инвалидов «Стахановец», горпищекомбинат, промкомбинат — уже в июле перешли на выпуск продукции для фронта: солили овощи, коптили рыбу, заготавливали мед, грибы, организовали мыловаренное производство.
За четыре года войны промышленность Бердска увеличила выпуск продукции в 3,6 раза, а производительность труда возросла в четыре раза. Патриотический подъем был невиданный. Более 3800 жителей города были удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Дети Бердска военных лет взрослели рано, они наравне со взрослыми работали и продолжали учиться. Причем никого не надо было убеждать учиться хорошо. Почти все успевали на «хорошо» и «отлично».
У бердских школьников даже была поговорка: «Каждая пятерка — удар по врагу». В военные годы в Бердске было 5 школ, сельскохозяйственный техникум, ремесленное училище, в 1944-м открыли еще вечернюю заочную школу. Кстати, в том же году значительно разросшийся рабочий поселок Бердск был преобразован в город областного подчинения. Жизнь, несмотря на тяготы и лишения военного времени, продолжалась, уже появилась и крепла все возрастающая уверенность: победа не за горами.
Поистине неоценимый вклад в образование и патриотическое воспитание молодого поколения, в создание особой культурной атмосферы города внесли люди благороднейшей профессии — учителя.
В этой небольшой главе мы отдаем дань памяти и признательности людям самой мирной и человечной из профессий — учителям. Бердское
учительство имеет свою многолетнюю славную историю и, наряду с представителями других городских профессий — медиками, строителями, учеными — без сомнения достойно отдельной большой летописи.
И все же, почему учителя? Дело в том, что сами о том не ведая, мы в своем повествовании приблизились еще к одной достопримечательности Бердска. Достопримечательности не столько материального, сколько духовного свойства. Довоенный и послевоенный Бердск на всю область славился своими школьными педагогами.
Это общеизвестный, можно сказать, исторический факт: есть подтверждения в прессе разных лет. Чем объяснить феномен возникновения целой плеяды замечательных педагогов в отдельно взятом, небольшом городке? Что же это были за люди, старые бердские учителя?
Жизнь Капитона Михайловича Багашева — тернистый путь настоящего русского интеллигента-подвижника. «Сквозь тернии к звездам» — и это про Капитона Михайловича.
Родившись в 80-х годах XIX века, он в 1904 году уже окончил Казанский учительский университет и начал преподавать математику в Читинском реальном училище. Потом была работа в женской гимназии, воскресной школе.
Вихрь событий революции и гражданской войны не обошел стороной — в 1919-м К. М. Багашев получил неожиданное приглашение, от которого в условиях военного времени было весьма трудно отказаться, — занять должность товарища (помощника) министра просвещения в правительстве адмирала Колчака. Вынужденное пребывание в этом качестве закончилось скоро, но потом всю оставшуюся жизнь аукалось.
В 30-х годах Багашев по злому навету был осужден на три года лагерей, по всей видимости, власть припомнила учителю и «колчаковский» эпизод из биографии. В
любом случае, Капитон Михайлович был из той породы людей, что стойко и с достоинством переносят превратности судьбы. В 1939 году, после нескольких лет работы в новосибирской школе и отбывания наказания, поселяется в Бердске.
Учителем математики в старших классах он был до войны в школе № 2, после войны — в школе № 1. С 1945-го по 1955-й работал в педагогическом училище. Его уроки являлись подлинными шедеврами педагогики, потому что Капитон Михайлович был личностью. Он мог, закончив доказательство теоремы, сказать: «Вот так легко и нежно доказывается эта мудрость. Все гениальное удивительно просто».
Багашев К. М. с
учителями и учащимися Бердского
педагогического училища. 1954 г.
Этот удивительный человек и педагог, по воспоминаниям коллег и учеников, каждый день открывался какой-то новой гранью. Был неутомимым общественником, в течение многих лет безвозмездно руководя школьным драматическим кружком, с удовольствием сам принимал участие как актер в спектаклях Дома культуры и клуба радиозавода.
Или еще такой факт: частенько в Бердск, в гости к Капитону Михайловичу наезжал из новосибирского Академгородка племянник... академик Л. С. Соболев, прихватив с собой другого академика — М. А. Лаврентьева. Им было о чем поговорить.
Поистине прекрасен жизненный путь одной из старейших бердских учительниц Веры Александровны Сенченко. До Октябрьской революции она окончила Томскую женскую гимназию. В Бердск приехала в 1922 году и стала работать воспитателем в детском доме. В 1936 году уже в зрелом возрасте Вера Александровна экстерном сдала экзамены за педагогическое училище, получив звание учителя начальных классов.
Пошла по стопам матери и дочь Веры Александровны — Людмила Ивановна Сенченко, которая после окончания Томского педучилища также работала учителем начальных
классов в школах Бердска. В 1954 году Вера Александровна Сенченко за свой многолетний труд была награждена значком «Отличник народного просвещения».
Невозможно забыть Зинаиду Григорьевну Хмелевскую. Ее не стало тридцать лет назад, но наверняка есть еще в Бердске люди, которые помнят эту всегда подтянутую, на старый манер элегантно одетую женщину. Непременно — в вуалетке и на высоких каблуках. В 80-х годах XIX века она родилась в Санкт-Петербурге в семье военного.
Благодаря служебным заслугам отца, была принята в Смольный институт благородных девиц. Окончила учебу в 1900 году, получив право преподавать русский и любой из трех иностранных языков — немецкий, английский, французский, что свидетельствовало о том, что знала их Зинаида Григорьевна в совершенстве. Будучи сама женой военного, 3. Г. Хмелевская долгое время жила в г. Осовце, на границе с Польшей, потом работала в Омске, Убинском, Дубровино.
В Бердске обосновалась после войны, в 1949 году, и учительствовала до 1961 года. Общий педагогический стаж Зинаиды Григорьевны — 60 лет!
В 30-х годах в Бердской начальной школе, получившей впоследствии звание образцово-показательной, работали учителя, супруги Артемьевы — Дмитрий Иванович и Нина Владимировна. Активный, деятельный, Дмитрий Иванович был заведующим школы, пользовался большим авторитетом среди коллег и учеников.
Когда началась Великая Отечественная война, Д. И. Артемьев по состоянию здоровья не был призван, но два года добивался призыва и добился. На фронте был политруком, погиб в результате тяжелого ранения в августе 1944 года. После гибели мужа директором образцово-показательной школы стала Нина Владимировна. В 1945 году она же возглавила открывшееся в Бердске педагогическое училище. Педагогический стаж заслуженного учителя школ РСФСР Н. В. Артемьевой составляет 34 года.
Много прекрасных учителей работало в довоенном и послевоенном Бердске. Это Е. И. Тюфанова, Н. Ф. Грек, Р. А. Любимов, О. И. Прокофьева, М. А. Ширинкин, И. И. Уласевич, Н. К. Монбланова, Л. Ф. Лисе, В. Е. Рудакова, М. И. Попова, А. И. Грот и другие. Обращает внимание тот факт, что среди бердских педагогов много было замечательных семейных пар — Г. Ф. и 3. Г. Петровские, Д. Р. и Н. В. Плавских, А. П. и Н. Д. Колотовы, В. А. и С. Н. Ермолины, А. М. и М. Д. Косвинцевы, К. К. и В. С. Киричек.
Может быть, секрет профессионального успеха бердского учительства и заключался в том, что они жили и работали одной большой дружной семьей, в маленьком городке были на виду, с них брали пример во всем.
Узнать об этих замечательных наставниках, учителях старого Бердска мы смогли благодаря альбому, любовно оформленному и любезно предоставленному одной из немногих живущих сегодня педагогов той, если можно так сказать, «старой гвардии» — Идой Петровной Левиной. Этот уникальный альбом с многочисленными фотографиями, детальными, выполненными четким, учительским почерком подписями невозможно читать без волнения.
Мы решили поместить рассказ об учителях сразу после хроники военных лет. И это правильно, ибо работа учителя из тех подвижнических занятий, которые, несмотря на войны и потрясения, не прекращаются. Оно в высшей степени созидательно, ибо имеет продолжение в учениках.
Перед самой войной бердские школы впервые в своей истории выпустили в жизнь учеников, получивших полное среднее образование. Что ожидало этих ребят за школьным порогом, сегодня мы точно знаем. Как знаем и то, что это было поколение, выстоявшее и победившее в страшной войне. Поколение победителей, а в скором времени и строителей — новой страны и нового Бердска.
И совсем не случайным совпадением является тот факт, что в 1945-м, победном году в городе открылось еще одно учебное заведение — педагогическое училище, которое много лет готовило учителей начальных классов и в котором плодотворно работали лучшие бердские педагоги. О некоторых мы рассказали, но лучше всего о них и за них говорят дела и свершения их воспитанников.