Епископ Сергий

   Главная    Архив   
 

Сергий (Соколов) Епископ Новосибирский и Бердский
*14.07.1951 - †20.10.2000

Владыка Сергий, епископ Новосибирский и Бердский (в миру Серафим Владимирович Соколов) родился в семье потомственного священника, протоиерея Владимира Соколова, многолетнего настоятеля храма святых мучеников Адриана и Наталии на севере Москвы. Семья Соколовых была прочно укоренена в традициях русского Православия; мать будущего Владыки, Наталия Николаевна, иконописец, была дочерью известного духовного писателя Н. Е. Пестова. Два брата Владыки стали настоятелями московских храмов, две сестры - регентами. По воспоминаниям матушки, Серафим с детства был несколько иным, нежели другие дети, хотя весел и приветлив. Его привлекало созерцание природы, он чуждался шумных игр, возни и беготни, а если в школе сверстники пытались втянуть его в эти грубоватые забавы, читал про себя 90-й псалом.
     Все дети семьи Соколовых с самого раннего возраста научались принимать посильное участие в богослужении. Серафим Соколов окончил среднюю и музыкальную школы и музыкальное училище. Уже в годы учебы он привлек к себе внимание спецслужб, так как регулярно молился в Патриаршем Богоявленском соборе, где после службы в армии (1970-1972 гг.) был иподиаконом с января 1973 г. по апрель 1989 г.
     В 1973-1976 гг. С. В. Соколов был студентом Московской Духовной Семинарии, с поступлением в которую связаны следующие обстоятельства: на его счет было специальное распоряжение госбезопасности - даже документов у него не принимать. Однако к экзаменам он был допущен по письменному благословению Святейшего Патриарха Пимена, который взял его с собой в поездку во время вступительных экзаменов, так что испытания он проходил уже после общего потока - и был принят. Замечательна та подлинно христианская простота, с которой студенту удалось избежать дальнейших контактов с КГБ: на предложение сотрудничать он ответил, что ему нужно посоветоваться с духовником, а вторую встречу ему удалось провести прилюдно, на площади Лавры, и говорил он, не таясь людей, так что был оставлен в покое. И все время этого тяжкого испытания усердно молился.
     В 1976-1980 гг. С. В. Соколов учился в Московской Духовной Академии, где защитил диссертацию на тему "Евангельское учение о Царстве Божием. Его значение для нравственной жизни христианина" и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре византологии.
     С декабря 1976 г. Серафим Соколов вошел в состав насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 10 мая 1977 г. (в пасхальные дни, что необычно) он принял постриг, а 14 мая был рукоположен Святейшим Пименом во иеродиакона. Наречение в постриге Сергием он воспринял как великую радость. За несколько минут до начала пострижения будущий инок попросил Господа о том, чтобы Тот предуведомил его о его кончине, и молитва эта была принята - Владыка еще нынешней весной знал, что дни его земной жизни кончаются, и сделал соответствующие распоряжения, составив духовное завещание.
     В 1977-1990 гг. Сергий был келейником Святейшего Патриарха Пимена и его старшим иподиаконом. Он практически неотлучно был со Святейшим в последние дни его жизни, и Патриарх отошел ко Господу на руках своего келейника в буквальном смысле слова.
     С 1981 г. иеродиакон Сергий преподает катехизис в Московской Духовной Семинарии, а в следующем году к этим трудам присоединяется преподавание Священного Писания Ветхого Завета.
     9 апреля 1989 г. состоялось рукоположение Сергия (Соколова) во иеромонаха с возведением в сан игумена, а к Пасхе 1990 г. он был возведен в сан архимандрита. С мая 1990 г. архимандрит Сергий становится инспектором Московской Духовной Академии, где читает лекции по гомилетике. Студенты и преподаватели МДА вспоминают, что отец инспектор отличался той высокой степенью подлинной тактичности и деликатности, которая свидетельствует о нелицемерном смирении и о глубокой укорененности в христианской любви и является плодом не только православного воспитания, но и серьезнейшего проникновения в суть иноческой жизни.
     В своей небольшой книге воспоминаний владыка Сергий писал о тех условиях, в которых осуществлялось служение Святейшего Патриарха Пимена и которые по милости Божией сейчас для нас уже почти непредставимы. В частности, Святейшему запрещались поездки в епархии, посещение храмов, - не говоря уже об открытых встречах с верующими. И можно считать знамением времени то, что в новых условиях келейник почившего Патриарха, разделявший с ним по сути почетное заточение, принимает участие в торжественных церковных мероприятиях открытого характера.
     В 1991 г. архимандрит Сергий - один из тех, кому выпала великая духовная радость быть свидетелями и участниками перенесения мощей преподобного Серафима Саровского. В самом начале лета 1992 г. он принимал участие в церемонии, значение которой столь велико для всех православных христиан, что не нуждается в подробных разъяснениях: в перенесении Благодатного Огня от Гроба Господня в Иерусалиме в Москву и Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Группа паломников, получившая благословение осуществить эту миссию, пронесла светильники по Греции и всем славянским странам. В 1994 г. отец архимандрит участвовал в обретении мощей святителя Филарета Московского.
     7 октября 1995 г. архимандрит Сергий определен Священным Синодом быть епископом Новосибирским и Бердским (по октябрь 1997 г. он также временно управлял Томской епархией).
     Хиротония новонареченного епископа состоялась 10 декабря 1995 г. С этого момента начался последний период его жизни, и никто не ожидал, что он окажется столь непродолжительным. Но за краткий даже по земным меркам срок владыка Сергий стал близким и дорогим не только клирикам и мирянам своей епархии. Самый краткий обзор светской прессы Новосибирской области показывает, что Владыка пользовался здесь глубоким уважением и благожелательным вниманием. Широкая сеть православных просветительских организаций, сотрудничающих со светскими образовательными учреждениями, благотворительность, внимание Владыки к простым нуждам простых людей, его готовность сотрудничать с администрацией ради улучшения условий их существования - все это привело к тому, что 75-летие епархии отмечалось в области как знаменательная дата, важная для всех, а не как чисто церковное событие. И это неудивительно, ведь большинство из 86 приходов епархии работает в сфере социального служения, а некоторые из них шефствуют над детскими домами, домами престарелых, тюрьмами, больницами, воинскими частями.
     Но не следует думать, что забота о земном, пусть даже и столь необходимая в трудные времена, была основой "внешней" деятельности епархии. Духовные основы и цели этой деятельности владыка Сергий определил в своем Пасхальном послании 2000 г.: "И в горе, и в радости будем делиться своей верой и сердечным теплом со всеми, с кем суждено нам встретиться по воле Божией. С малых лет насаждая в душах наших детей веру в Бога, будем помнить всегда, что мы воспитываем их прежде всего для вечности. Молитвой и решительным действием оградим наших детей от все более распространяющегося греха и соблазна. Созидая храмы, не забудем об очищении храма своей души, в котором всем нам предстоит встреча с Воскресшим Спасителем". Не случайно и то, что при приходе епископа Сергия в епархию там был один монастырь, а сейчас их десять.
     Наглядным примером того, как в своем служении владыка Сергий руководствовался Евангельским принципом Сие надлежит делать, и того не оставлять (Мф 23:23), - принципом, который при правильном его соблюдении властно влечет душу к пониманию единого на потребу (Лк 10:42), - может служить один характерный эпизод епархиальной жизни. Осенью 1999 г. по Новосибирской области прошла благотворительная акция "За духовное возрождение России". Специальный поезд, в котором находились священнослужители, церковный хор, деятели искусства, ансамбль Сибирского военного округа, медики и работники социальной сферы, прошел по новосибирской земле. В программе миссии были богослужения и духовные беседы, концерты и творческие встречи, фотовыставка, оказание социальной и гуманитарной помощи и прием врачами-специалистами тех, кто в этом нуждался.
     Служение епископа Сергия было отмечено тремя Патриаршими грамотами, орденами святого равноапостольного князя Владимира II и III степени и орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени.
     О личных качествах Владыки могут свидетельствовать как его книга "Правдой будет сказать..." (Новосибирск, 1999), так и глубокая любовь в нему прихожан епархии. И если книга показывает нам глубину веры и смирения, чувство ответственности не только за каждый свой шаг, но и за самомалейшее душевное движение, удивительно гармоническое сочетание простоты веры, духовной трезвости и ясного разума, то отношение новосибирцев к Владыке выразилось в том, как они пережили его кончину. Накануне отпевания люди шли ко гробу сплошным потоком весь день и всю ночь, и не просто подходили проститься, но молились у гроба. На отпевании - людское море; пришли не только православные клирики и миряне, но именно множество народа. Много было детей и стариков, нищих и власть имущих. Отпевание в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска совершалось в сослужении духовенства епископом Томским и Асиновским Ростиславом. А местом своего погребения сам Владыка избрал ограду кафедрального Преображенского храма в Бердске...
     Все, кто прямо или косвенно когда-либо соприкоснулся с епископом Сергием, кто ощутил всю глубину его подвижнической и такой мирной души, с трудом могут сразу принять ту потерю, которую они понесли с уходом Владыки из земной жизни. Но пути Господни неисследимы (ср. Рим 11:36), однако все они - милость и истина (Пс 24:10). И коль скоро раб Божий Сергий надобен Господу там, где несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, нам остается уповать на то, что его молитвы за нас перед престолом Всевышнего будут во всевозрастающей мере нести нам благодать Духа, служителем которой епископ Сергий был всю свою земную жизнь.


Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: