Главная    Архив    

Газета Бердск православный
Преображенский собор
Сретенский храм
Воскресная школа
Часовня Казанской иконы Божией Матери в Бердском Пансионате Ветеранов труда
Епископ Сергий (Соколов)
Архимандрит Макарий (Реморов)
История
Гостевая книга
 
Перейти на главную страницу

Преображенский Кафедральный Собор

 ВОЗВРАЩАЮЩИЙ ЛИКИ СВЯТЫХ

На днях Павел Любин, один из четырех иконописцев бердского Преображенского храма, приступил к реставрации иконы, пожертвованной прихожанами на минувшей неделе. По оценке специалиста, вновь приобретенная церковью икона с изображением евангельских событий относится к концу XIX века. Над ее восстановлением придется потрудиться не один месяц, говорит Павел. Судя по всему, образа не просто хранились в жутких условиях влажного чердака, но и были специально поцарапаны - основной сюжет даже не разобрать. Хотя дерево довольно прочное и неплохо сохранился холст.

В домашней мастерской иконописца-реставратора Павла Любима царит творческая атмосфера. Пахнет краской и... тайной. Сегодня - первое знакомство с иконой, подлежащей реставрации

Мастеру предстоит, прежде чем наносить рисунок, укрепить и обновить деревянную основу. Немало времени, по словам Павла, уйдет на поиски аналогичных икон - в иллюстрациях, на страницах специализированных изданий, среди изображений копий, - чтобы повторить рисунок с максимальной авторской и библейской точностью. Придерживаться канонов иконописи обязательно, иначе, говорит художник, это будет не икона, а выдумка человеческая, на которую нельзя молиться:

- Находишь среди репродукций в книгах и справочниках похожую икону, изготовленную в определенной мастерской, и по ней восстанавливаешь. Фрагмент за фрагментом.

Павел с трепетом гладит образ размером 30x40 см, на котором действительно трудно разобрать изображение. Но он догадывается, что по периметру располагаются сюжеты, легшие в основу двунадесятых православных праздников. А лики средника как будто намерено стерты.

Мастерство бесконечно

Небольшой образок изготовлен сибирскими артельщиками в конце прошлого века «для бедных» - изображение Христа нанесено краской прямо на деревянную дощечку. Реставратору предстоит не только поработать кистью, но и восстановить оклад из фольги, который крепился гвоздями

Павел Любин не учился классической светской живописи, хотя, вспоминает, любил рисовать с детства. После средней школы 5 лет обучался иконописи при Тобольской духовной семинарии - на древних образцах ХIV-ХV веков, когда на Руси был расцвет канонической иконописи. Начинающих художников специально возили в московские музеи, чтобы показать шедевры Андрея Рублева и Феофана Грека.

- Совершенству нет предела, -считает иконописец. - Опытные мастера, с которыми я встречался, всю жизнь учатся.

Простота писания икон - кажущаяся. Вроде бы есть плоские изображения, нет игры полутонов, полутеней. Но именно мастерство иконописца заставляет образ оживать, заставляет верить ему. Что-то же толкает часами стоять у иконы и восхищаться даже неверующих людей. Иногда изображение Христа настолько живое, что кажется, - сейчас из глаз Иисуса потекут слезы.

- Хорошую икону написать трудно, - признается Павел. - Мастерство бесконечно. Мне рассказывали иконописцы со стажем, что, чем больше они работают, тем больше находят нового, тем больше вкладывают сил в создание образов. Ведь важна не столько внешняя красота и яркость, сколько смысл иконы, ее содержание. Поэтому человеку, далекому от веры, вряд ли удастся написать настоящую икону, к которой люди пойдут со своими бедами и радостями. Иконописец передает в образе все, о чем думает, переживает, молится. Вот как «Троица» Рублева, например. Сколько не смотрю на нее, а каждый раз как будто заново открываю для себя.

Профессия иконописца сейчас перестала быть редкой. В последнее время все больше появляется иконописных мастерских. В Искитиме объединились однокашники Павла Любина по семинарии. При Новосибирской епархии недавно открылась иконописная школа. Строятся храмы - для них нужны иконы. Православные хотят иметь образа дома. Это хорошо, считает Павел. Вера возвращается к людям.

Иконы не имеют цены

В бердском храме пока нет своей иконописной мастерской, поэтому Павел Любин работает дома. Чаще реставрирует, чем пишет, поскольку прихожане, как правило, передают в дар хорошо сохранившиеся иконы. За созданием новых образов порой обращаются в частном порядке, для домашнего моления.

В Преображенском соборе из трех десятков икон есть свои раритеты, имеющие не только религиозную, но культурологическую и историческую ценность. Это образа, пережившие затопление старого Бердска, привезенные из святых для всякого православного мест. Служители церкви говорят, что для верующих не важна материальная значимость иконы. Для каждого молящегося дорог свой образ.

За два года работы при бердском кафедральном соборе Павел отреставрировал одну икону, которая сейчас выставлена в нижнем храме. В работе у него находятся три образа, требующих восстановления. В прошлом году ему доверили расписывать лик Божией Матери на плащанице, которую выносят на праздник Успенье Богородицы. А расшивала плащаницу золотом и камнями мама Павла.

Художник мечтает поработать над росписью иконостаса в Преображенском храме, чтобы вместо типографских наклеек появились живые краски. Такой опыт у него есть. Во время практики в иконописной мастерской при Тобольской духовной семинарии как раз расписывал иконостас.


Тонкости дела

Сто пет назад в Сибири существовало множество иконописных мастерских и артелей, приверженцев разных живописных школ, работающих в различных манерах иконографии. При реставрации очень важно, отмечает Павел Любин, сохранить стиль мастера и первозданные краски, основанные на яичной эмульсии. Поздние иконы (конец XIX начало XX века) расписывались уже с использованием химических пигментов. В иконописи предпочтение отдается натуральным материалам. В реставрации же широко применяется химия.

- Главное - закрепить все, что осталось от иконы, так как она со временем рушится. С этого начинается реставрация. Обновляются обгоревшие и подгнившие участки дерева. Затем убирается покровной слой - лак или олифа, нанесенные поверх рисунка. И только после этого можно увидеть настоящие первоначальные цвета. А к ним уже подбираются и делаются тонировки в местах утрат красочного слоя, - делится секретами иконописец.

Музейные иконы полностью не восстанавливают, чтобы было видно, где работал мастер, где реставратор, а где постаралось время. Для храмов это недопустимо. Пусть будет старый образ, но различимый и понятный.


 


Анна Солодкова, фото автора

БК 5 АПРЕЛЯ 2006  № 13 (140)

Православие.Ru Образование и Православие

 

    Главная    Архив    
Рекламодатели сегодня: