|   НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ СИБИРСКИЕЖитие священномучеников НИКОЛАЯ (Ермолова)
  и Иннокентия (Кикина),
 пресвитеров Новосибирских Новосибирск, 2002 год
По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа
 Новосибирского и Бердского
Одобрено Синодальной Комиссией по канонизации святых
   Священномученик Николай родился 11 ноября 1874 года в селе Секретарка
Бугульминского уезда Самарской губернии в семье псаломщика Алексея
Ермолова. Поступив в Самарскую Духовную семинарию, Николай Ермолов окончил ее в
 1897 году и был определен псаломщиком и учителем в городе Бугульме.
В 1900 году он был рукоположен во священника и служил сначала в
Белебесском уезде Уфимской губернии, а в 1906 году был переведен в
село Бойки Бирского уезда той же губернии. После революционных событий 1917 года в стране началась гражданская
война. В 1919 году вместе с отступающей Белой армией отец Николай вместе
с семьей отправился в Сибирь. В 1920 году он был определен на служение
в храм в селе Дорони-но Барнаульского уезда. В 1924 году отец Николай
был назначен настоятелем Никольской церкви села Ордынского Новосибирской
епархии. В этом храме отец Николай прослужил до дня своего ареста в 1937
году. В 1928 году отец Николай был удостоен сана протоиерея. За усердное служение Церкви Христовой и мужественное противостояние
 обновленческому расколу священноначалие назначило его благочинным
  Ордынского округа. Во время очередной волны беспощадных гонений на Русскую Православную
Церковь протоиерей Николай Ермолов был арестован 27 июля 1937 года и
заключен сначала в камеру предварительного заключения при Ордынском
отделении милиции, а потом переведен в тюрьму в городе Новосибирске.— К какому церковному течению вы принадлежите? — спросил следователь. — Я принадлежу к староцерковному течению, во главе руководства которого
стоит по Западно-Сибирскому краю архиепископ Сергий (Васильков). По СССР
 течение староцерковников возглавляет Московский и Коломенский митрополит
 Сергий (Страгородский).— Перечислите ваших близких знакомых из церковнослужителей. — Имею близких знакомых из служителей культа: священника села Каменка
Иннокентия Кикина, священника Усть-Алеусской церкви Павлова и священника
Верх-Алеусской церкви Григория Косырева. В городе Новосибирске знаком с
архиепископом Сергием (Васильковым), его секретарем священником
 Александром Аристовым...— При каких обстоятельствах вы с ними познакомились? — Священника Иннокентия Кикина знаю с 1924 года с момента моего
 вступления в обязанности священника, я сделал к нему визит, потом он
 ко мне. Он часто бывает в Ордынске по церковным делам и заходит ко мне.
  Я его также посещаю два-три раза в год...— Следствию известно, что вы в 1920 году за контрреволюционную
повстанческую деятельность были арестованы. Дайте показания по данному
вопросу.
— В 1920 году в районе села Колывань началось восстание, направленное к
 свержению советской власти. Я в это время был в селе Доронино в ста
  сорока километрах от Колывани. В этом контрреволюционном восстании
  против советской власти я участия не принимал, но арестован был, а за
   что, для меня не было известно. Все время ареста я был болен и
	находился в больнице без допроса и был освобожден.
— Следствию известно, что вы привлекались за противодействие мероприятиям
советского правительства.
— В 1933 году Ордынским сельсоветом был наложен на меня налог. Я должен
был в трехдневный срок сдать государству сто килограмм мяса. Но я этого
 не выполнил и меня арестовали, просидел два месяца и был освобожден... 
— Следствию известно, что в 1919 году вы бежали с кол-чаковскими войсками
при их отступлении. Дайте показания.
— Из села Бойково Бойкинского района Башкирской республики я действительно
 выехал в момент отступления колчаковс-ких войск, боясь того, чтобы
 партизанские отряды не причинили мне и моей семье насилия, и прибыл
  в город Новосибирск в последних числах ноября 1919 года. Дальше я
  отступать не стал, потому что в городе Новосибирске жил в это время
   мой брат...	
— Следствием установлено, что вы являетесь руководителем
контрреволюционной повстанческой организации, созданной вами из числа
церковников в Ордынском районе. Дайте показания по этому вопросу.
— Руководителем повстанческой контрреволюционной организации я не
 состоял и даже об этой организации ничего не знал и не слышал и
  контрреволюционной деятельностью никогда не занимался.  
— Вы врете. Следствие требует от вас правдивых показаний.
— Я следствию даю правдивые показания.		 
— В контрреволюционной деятельности и создании контрреволюционной
повстанческой организации из числа церковников вы изобличаетесь
 свидетельскими показаниями.
— Повстанческой контрреволюционной организации я; никакой не знаю и
поэтому изобличающих свидетельских показаний в отношении меня быть
 не может, и прошу вызвать тех свидетелей, которые меня могут изобличить
  в контрреволюционной деятельности.  
Через два дня допрос был продолжен. Следователь зачитал отцу Николаю
 лжесвидетельства против него одного из арестованных вместе с ним
 священников, которого он хорошо знал. Но и это не сломило отца Николая.
  Между лжесвидетелем и отцом Николаем на следующий день была устроена
   очная ставка, на которой отец Николай не признал возводимой на него
   лжесвидетелем и следователем клеветы. Отец Николай не отрицал, что
	встречался со лжесвидетелем, разговаривал с ним о тяжелом положении
	 духовенства при советской власти и «выражал свое недовольство
	 местными органами советской власти, которые искривляют советские
	 законы». Существование контрреволюционной организации, в создании
	  которой обвинялся отец Николай, а также обвинение в распространении
	   листовок антисоветского содержания он категорически отверг.  
Через два дня, 20 сентября, отцу Николаю была устроена очная ставка со
свидетельницей, которая оговорила его в том, что он якобы готовил поджог
 паровой мельницы в колхозе «Сибирское Красное Знамя» и начальной школы
 в деревне Ирменка. Эти показания лжесвидетельницы отец Николай также
 категорически отверг. В этот же день состоялся еще один допрос. 
— Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? — закончил
допрос следователь.   
— Виновным себя в предъявленном мне обвинении совершенно не признаю. * * * * * * * * * * * * * * *  Вместе с протоиереем Николаем Ермоловым был арестован священник Иннокентий
 Кикин.   
Священномученик Иннокентий родился 12 февраля 1878 года в селе
 Ушковское-Чумаково Каннского уезда Томской губернии в семье священника
  Арсения Кикина.  
После окончания в 1899 году Томской Духовной семинарии Иннокентий Кикин
 18 августа 1900 года был определен во псаломщики. 3 декабря 1902 года
  он был назначен учителем подготовительных классов Томского духовного
   училища.	  
21 сентября 1910 года он был рукоположен во священника к Никольской
 церкви села Нижне-Каменское Барнаульского уезда (ныне Ордынского района
  Новосибирской области), где прослужил до своего ареста в 1937 году. 
Сотрудники НКВД летом 1937 года арестовали группу духовенства Ордынского
 благочиния. Отец Иннокентий был арестован 28 июля 1937 года и заключен
  сначала в камеру предварительного заключения при Ордынском отделении
   милиции, а потом переведен в тюрьму в городе Новосибирске.  
— Скажите, к какому церковному течению вы принадлежите? — спросил
следователь.	 
— Я принадлежу к Тихоновскому староцерковному течению.   
— Назовите с кем из священнослужителей вы имеете близкие связи. 
— Близкие связи я имел со следующими священнослужителями: благочинным
Николаем Ермоловым...  
— При каких обстоятельствах вы с ними познакомились?
—... со священником Николаем Ермоловым я познакомился в 1924 году в тот
момент, когда был разлад в Ордынском приходе. Он меня считал примкнувшим
к обновленческому течению и по этому вопросу приезжал в село Каменку для
 установления моего церковного течения. С тех пор я с ним и знаком.
  С 1924 года я с ним встречался довольно часто... 
— Следствием установлено, что вы проводили собрание в церкви 27 июня
сего года с церковным активом с целью срыва антирелигиозной беседы,
проводимой сельским активом.
— После службы собрались в сторожке с вопросом о ремонте церкви.
В этот же день проводилась антирелигиозная беседа. Ко мне пришла
старушка Аполлинария Синицына и сказала, что будут закрывать церковь,
а потому и делают антирелигиозную беседу. Я пояснил, что это против
религии и вам на этом собрании будут говорить, что Бога нет. Ввиду
того, что времени больше не было, я сказал им: «Ступайте с Богом на
 беседу».	 
— 30 июня бригада колхозников производила ремонт церкви. Сколько человек
 работало?
— Работа по ремонту церкви проходила недели три, в среднем на каждый день
 приходило работать человека по четыре, был день, 30 июня, работало
  человек девять, работали люди и из соседних деревень.   
— Было ли постановление граждан о закрытии церкви?
— Постановление 90 процентов граждан о закрытии церкви было зимой
 примерно в декабре 1936 — феврале 1937 года в момент переписи.  
— Почему церковь все же после этого не была закрыта?
— Я думаю, что церковь не закрыли и не отобрали потому, что нужно было
ее отремонтировать, а средств на ремонт сельсовет не имел и надеялся на
 средства церковного совета, а после ремонта, сделанного церковным
  советом, отобрать. Недостаток средств у сельсовета характеризуется
  тем, что клуб находится в запущенном состоянии. Мой арест был
   необходим, потому что без меня легче отобрать церковь, так как
	теперь среди верующих не осталось человека, знающего законы. А для
	 этого и меня арестовали.  
— Вы были против закрытия церкви?
— Совершенно верно. Я был против закрытия церкви и положил много сил для
 этого. Я старался произвести ремонт и говорил своему церковному совету
  о том, что, если придет из краевого исполкома отношение о закрытии, то
   можно еще ходатайствовать перед ВЦИКом, ну а если из ВЦИКа придет
   постановление о закрытии, то уже больше ходатайствовать не перед кем...
— Расскажите об активных членах вашей общины и как она организовалась?
— В начале 1936 года по требованию районного исполкома нужно было
представить список верующих. После богослужения я объявил молящимся,
что, если кто желает быть членом религиозной общины, заявите о своем
желании лично мне, или подайте заявление. Таким образом в деревнях
 Каменке, Хмелевке и Лесной были собраны подписи 300 верующих. Кроме
 этого существует двадцатка, которая следит за порядком и имуществом
  в церкви...   
— Выходит, вы работу проводили хорошо?
— Да, с ними заниматься приходилось много и часто проводить беседы на
религиозные темы...   
— Следствию известно, что вы на основе религиозных убеждений в церкви
распространяли контрреволюционные листовки и прокламации. Вы признаете
 это?
— Не помню в каком году, было это в Николин день 9 мая, в церкви после
окончания богослужения я вышел давать народу целовать крест. Вдруг
 выходит незнакомый молодой человек и начинает громко читать какую-то
 контрреволюционную листовку, якобы найденную в Иерусалиме, написанную
 золотыми буквами. После этого я обратился к народу и сказал, чтобы его
 не слушали, и сразу же его удалили.	 
— Следствием установлено, что вы являетесь активным участником
контрреволюционной повстанческой организации. Дайте показания по данному
 вопросу, — потребовал следователь.  
— Участником контрреволюционного движения я не состою и не состоял, и
никто меня в контрреволюционную организацию не вербовал.  
— Следствию известно, что вы вовлечены в контрреволюционную повстанческую
организацию благочинным Ермоловым.
— Я благочинным Ермоловым в контрреволюционную повстанческую организацию
вовлечен не был.	  
— Вы изобличаетесь показаниями обвиняемого по вашему делу священником...
— С ним я знаком мало... 
— Вам дается очная ставка с обвиняемым по вашему делу.
— Был приглашен лжесвидетель. Его показания отец Иннокентий не
подтвердил. 20 сентября состоялся последний допрос.  
— Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю и больше
по делу показать ничего не могу.	
1 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила обоих священников к
расстрелу.  
Протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин были
расстреляны 26 октября 1937 года в Новосибирске и погребены в общей
безвестной могиле.  
 Память священномучеников Николая и Иннокентия совершается в день их
 мученической кончины 13 (26) октября, а также в день празднования
  Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля),
   если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не
   совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25
   января (7 февраля), а также 10 (23) июня вдень празднования Собора
   Сибирских святых. Источники, использованные при соетавлении жития: 
1. Архив УФСБ по НСО. Д. № 7649. Постановлением Президиума Новосибирского
 областного суда от 2 августа 1958 года Постановление тройки У НКВД от 1
  октября 1937 года было отменено и дело в отношении протоиерея Николая
   Ермолова и священника Иннокентия Кикина прекращено за отсутствием
	состава преступления.  
2. ГАНО. Ф. Р-1206, оп. 1, дд. 148, 149.  
3. ГАНО. Ф. Р-1978. оп.1, д. 13.   
4. Справочная книга по Томской епархии на 1914 год. Томск. 1914.
 |