Звонари Сибири били в бердские колокола
www.kurer-sreda.ru
№18 (77) 2008
г. 7 мая - 14 мая 2008 года. Автор:
Анна
КУДРЯВЦЕВА, фото автора
Паломники съехались в Бердск, чтобы 4 мая услышать “музыкальную
молитву” на фестивале мастеров звонарного искусства
|
Открывал фестиваль
звонарей 4 мая бердчанин Андрей Беляев |
Звонари Бердска, Красноярска, Новосибирска, Краснообска, Черепанова и других
сибирских городов звонили 4 мая в колокола бердского Преображенского
кафедрального собора. В воскресенье наш город стал площадкой для проведения
IV открытого Пасхального фестиваля звонарей Сибири. 29 участников непрерывно
сменяли друг друга, оглашая окрестности звонкими переборами.Открывал
фестиваль бердчанин Андрей Беляев. В 2007 году послушник Преображенского
собора и индивидуальный предприниматель окончил новосибирскую школу
звонарей. На фестивале был впервые, хотя играет на звоннице уже полтора
года. Исполнял праздничный звон. Говорит, что каждый раз с трепетом
поднимается на колокольню.
По словам основателя новосибирской школы звонарей и одного из
организаторов фестиваля Ларисы Благовещенской, фестиваль звонарного
мастерства каждый раз проходит в разных местах. И впервые — в Бердске. У
фестиваля нет цели выявить лучших мастеров перезвона, наградить призами и
медалями. Комиссия, отмечает Лариса Дмитриевна, лишь высказывает звонарям
свои пожелания.
Татьяна Лубенко приехала с пятилетним сынишкой Артемом из Новосибирска,
чтобы послушать колокольные мотивы. Объявление, говорит, увидели случайно в
конном клубе, где занимается ребенок. Больше, делится впечатлениями женщина,
понравилась малая звонница, она «нежнее, добрее, ближе к душе».
Половина участников фестиваля — женщины. Анастасия Дроздова,
представлявшая новосибирский храм Михаила Архангела, участвовала в фестивале
в третий раз. Играла на малой звоннице. На «большую», говорит, не хватает
сил.
- На колокольне тяжелей звонить, - объясняет девушка. - Одновременно
нужно управляться с подколенной педалью, нужно дергать назад ногу, чтобы
позвонить, а другая нога — на педали, механизм которой связан с самым
большим колоколом весом в 1600 кг. Удержать равновесие тяжело. Мужчинам это
дается легче.
Настя рассказывает, что перед началом каждого перебора четко представляет
его структуру, «иначе все может посыпаться», знает, две или три части будет
исполнять, как начнет и как закончит. Все остальное — экспромт. И у каждого
звонаря он свой.
- Патриарший звонарь Игорь Коновалов в московском храме Христа Спасителя
может отличить своих учеников по звону. Может сказать, кто звонит, в каком
настроении и каком состоянии, - приводит пример Настя.
Выступление участников ограничивали по времени — за две-три минуты
звонари должны были продемонстрировать свое мастерство. Контролировать
время, поясняет Лариса Благовещенская, сами участники не могут: так
увлекаются игрой. Этим занимался ее помощник.
Шахматовы всей семьей приехали на бердский фестиваль из Искитима.
- Душа поет с колоколами, - делится впечатлениями Татьяна Шахматова. -
Никогда не думали, что так много бывает колокольных перезвонов. Столько
людей занимаются этим красивым делом! И молодые, и взрослые, и монахини.
Замечательно и удивительно!
В Искитиме, сетует женщина, нет звонницы, негде слушать «благодатные
звуки”.
- Приехали сил набраться, благодати на год вперед. Ребенка привезли,
чтобы в первый раз в жизни послушал колокольный звон, - улыбаются счастливые
родители.
Новосибирский участник фестиваля Роман Киселев называет звон музыкальной
молитвой. Говорит, что вдвоем управляться со множеством колоколов легче.
Тогда звон богаче и быстрее, можно украсить его переборами. Удивительным,
отмечает, была для него игра красноярского звонаря Юрия Жемчугова - это все
равно что встретить инопланетянина. Настолько его манера исполнения
отличается от новосибирской школы. |