Протоиерей Василий БИРЮКОВ:
В РОЖДЕСТВО
МЫ ВСЕ ПОДДАННЫЕ... НЕБА
Еще лет 10-15 назад вопрос «Сколько
прошло лет с Рождества Христова?» мог
застать нашего обывателя врасплох. А
сейчас любой из нас, лишь взглянув на
календарь, назовет точку, от которой
начали отсчитывать движение в истории
года и столетия, озаренные светом Нового
Завета.
И пусть каждый из нас живет по
своим законам и плывет к тем берегам
счастья, которые сулят нам процветание и
радость... Но приходит день, и все мы
одинаково радуемся рождению Спасителя,
который принес в этот мир веру, надежду и
любовь. О том, что для нас означает
великий праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, о
смирении и отваге, жестокости и
милосердии, воспитании и духовности
сегодня наш разговор с протоиереем
Преображенского собора Василием
БИРЮКОВЫМ.
В эту святую ночь
ветер беды уносит прочь
- О. ВАСИЛИЙ, по большому счету,
все самые яркие мгновения нашей жизни —
рождение ребенка, рождение нового дня,
рождение гениального произведения
искусства - связаны с Рождеством. Видимо,
потому что все они несут в себе нечто
прекрасное, совершенное... Так что же
особенного в этом событии, в этом
празднике?
- Вы совершенно правильно
заметили: Рождество — замечательный,
особенный праздник. В одной молитве
сказано: «Рождество Твое Христе Боже
воссия мирови Свет Разума». Это
означает, что в этот день родился не
просто человек, не просто разум, а
Божественный Разум. Этот Разум
просвещает всех: как мы должны жить, что
должны делать, чтобы стать лучше. В наше
время, к сожалению, человек порой
забывает о своих ближних, думая лишь «о
себе любимом» и своих удовольствиях. В
Новом завете Господь учит нас не только
тому, как достичь личного благополучия,
он дает новую заповедь, учит нас любить
друг друга так, как любит он нас. В
Рождество Бог принес человечеству
великий дар: Бог так возлюбил
человечество, что послал Своего Сына,
чтобы всякий, верующий в него, не погиб,
но имел жизнь вечную. Тем самым Творец
показал, сколь высоко он ценит человека.
- Судя по описанным в Библии
событиям, появление на свет Сына Божьего
связано с большими испытаниями...
- Это действительно так. Когда
Иисус родился, кажется, все зло мира
объединилось, чтобы погубить его. И в
этом нет ничего удивительного: ведь
человек добрый и в наши дни часто бывает
гоним. В те дни в земле Израильской
проводилась перепись населения, Марии и
Иосифу места ни в гостинице, ни в
постоялом дворе не нашлось - родился
младенец в пещере, на земле. И в этом есть
свой великий смысл. Все мы пришли из
земли и в землю уйдем. Однако, благодаря
Христу, который прошел через ад и смерть
попрал, мы имеем надежду на воскресение
после смерти, на то, что, пройдя земной
путь, обретем Царствие Небесное. Узнав о
рождении Иисуса, царь Иудеи Ирод
приказал убить в Вифлееме и его пределах
всех младенцев до двух лет: как
повествует Писание, было убито 14 000
бедных детей. И эти невинные младенцы
стали ангелами-хранителями, теми, кто
оказались на пути Ирода, зла, и не
позволили погубить Сына Божьего... Но я
сейчас хотел бы сказать следующее: мы
поражаемся жестокости царя Ирода и не
задумываемся над тем, что сегодня
подобные жертвы приносятся каждый день.
Родители, зачастую, рождают одного
ребенка, а остальных лишают права на
жизнь - убивают. Ежегодно более четырех
миллионов неродившихся детей убивают в
своей утробе матери, каждый день
убивается 200 тысяч младенцев, каждые 13
секунд уничтожается жизнь. А все потому,
что мы выше ценим свою карьеру, достаток,
спокойствие, потому что не способны
претерпеть трудности, связанные с
воспитанием ребенка. Это жестоко и очень
печально, особенно если учесть тот факт,
что демографическая ситуация в стране с
каждым годом все больше вызывает
беспокойство.
«Стяжи дух мирен...»
- К сожалению, это не
единственное зло, которое омрачает наше
существование. Грубость в магазинах,
равнодушие в больницах, преступления на
улице... Посоветуйте, как поступать,
чтобы душа оставалась чистой, а жизнь
становилась лучше: бороться с любой
несправедливость или смиряться, «подставлять
другую щеку»?
- Все зависит от ситуации. Если
мы видим порок, грубость — а с такими
ситуациями можно столкнуться где угодно:
в транспорте, на базаре, — лучше
помолиться и простить. Стремление
исправить мир и вокруг себя людей
ошибочно. Исправлять надо себя, прежде
всего в своей душе необходимо навести
порядок. Ненависть, гнев ни к чему
хорошему не приведут; и, наоборот, мы и
себе, и другим лучше делаем, когда
пребываем в добром расположении духа.
Как писал Серафим Саровский: «Стяжи
дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Другое дело, если при тебе кого-то
обидели, тогда стоять в стороне нельзя.
Здесь проверяется, насколько ты
способен пожертвовать собой и своей
безопасностью, можешь ли что-то сделать
для кого-то, готов ли встать на его на
защиту, даже если тебя поколотят. Если не
готов, значит, боишься, значит, никакой
любви к ближнему нет. А есть только
эгоизм. И сейчас часто мы видим
неготовность защищать ближних.
«Мой духовный сад,
как запущен ты»?
- О. ВАСИЛИИ, вы, служители
Церкви, как совесть общества, лучше
других чувствуете, куда мы движемся - к
свету или наоборот, становимся духовнее,
или это совсем не так? Поделитесь своим
мнением на этот счет.
- Конечно, если вспомнить, как
жили и трудились наши прадеды и деды - и
физически, и духовно, - то нам еще далеко
до них. Сейчас много кругом машин,
наличие техники не только загрязняет
воздух, а привело к тому, что все мы
немного разленились. То же самое можно
сказать о духовной стороне жизни: мы
разучились прощать, уступать. У многих в
наше время одна цель — нажить огромные
богатства любыми способами. И весь Запад
сейчас удивляется: откуда в России
столько баснословно богатых людей? А
загляните к ним в душу: что в ней, кроме
денег?.. Еще пару веков назад в России
среди предпринимателей было принято
направлять часть прибыли на
благотворительность. В 1900 году в Москве
при населении 1 миллион существовала 221
богадельня, открытая на пожертвования
купцов и меценатов. А сейчас на всю
столицу, где проживает 8,5 миллионов
человек, всего 20 таких заведений. Есть
разница?.. И все же, мне кажется, что
сдвиги в лучшую, светлую сторону, есть.
Все больше в наших городах открывается
церквей. А в старину не зря считали: чем
больше церквей, тем меньше тюрем. Значит,
все больше людей смогут встать на путь
истинный, стать полезными для общества.
Лет 15 назад с новорожденными детьми в
Сретенский храм на причастие, на одну
службу приходили всего два-три человека.
А сейчас по 40-50 бердчан приносят
своих младенцев. Люди тянутся к свету
Божественному. И немало молодежи мы
видим на богослужениях на Пасху,
Рождество, юноши и девушки подходят к
иконам, читают молитвы, приходят в храм и
в горе, и в радости — на юбилеи, свадьбы,
чтобы благословить новое дело. С каждым
годом все больше в Бердске людей,
которые способны потрудиться и
пожертвовать средства на благо города и
храма. Так мы построили и украсили Храм
Преображения Господня. Это все
прихожане — взрослые и дети - такую
красоту сотворили. То же самое и в нашей
душе — много трудов должно быть
положено, чтобы она была прекрасна. Чтоб
не было, как в одном стихотворении: «Мой
духовный сад, как запущен ты...».
- О. ВАСИЛИЙ, за неделю до
Рождества мы отметили праздник, который
особенно любим людьми и который
приходится на Рождественский ноет, -
Новый год. Как быть с таким совпадением?
- Надо все принимать, как есть,
как исторически сложилось. Как
говорится, верующие имеют двойное
гражданство: неба и земли, мы не только
стремимся в Небесное Отечество, но и
граждане своей страны, своего Отечества.
А, значит, должны чтить все традиции и
праздники, которые в нем отмечаются, в
том числе Новый год. Можно поздравить
друг друга с Новолетьем, пожелать
близким счастья, приготовить для них
подарки. По поводу застолья в пост тоже
не стоит печалиться, ведь можно
приготовить очень вкусные постные блюда,
но спиртным сильно не стоит опиваться.
Во время каникул можно сделать много
полезного дома, посвятить время детям. 1
января еще один праздник -верующие чтят
память великомученика Вонифатия,
которому, кстати, молятся об исцелении
от пьянства. А потом уж приходит
Рождество...
Радуйтесь доброму,
как дети
- Рождество — это, в первую
очередь, детский праздник. А для любого
человека самым дорогим подарком
является ребенок, который приносит
радость. Как воспитывать детей, чтобы
они нас не разочаровывали, не огорчали?
- В Библии сказано: «Если хочешь,
чтоб дети в старости тебя возрадовали,
наказывай их». И наоборот: «Если желаешь,
чтоб они тебя огорчили, лелей их». Я,
например, считаю, что меня мало
наказывали в детстве, воспитывали бы
строже, может, вышел бы больший толк. Некоторые люди таким словам удивляются.
Но ведь наказание — это не обязательно
побои и розги. Это назидание, совет,
разумение, свой пример, наконец, просто
проживание с ними в общении. А если не
вкладывать в ребят душу, если не
воспитывать в них ответственность, то
они вырастут равнодушными и будут жить
сами по себе, не имея любви в душе ни к
родителям, ни к другим людям.
- Ваше самое яркое впечатление,
связанное с Рождественскими
праздниками.
- Таких впечатлений много.
Вспоминается детство, подарки, которые
всегда приятно получать... Но самые яркие
рождественские воспоминания у меня
опять же связаны с ребятишками из нашей
воскресной школы и православных классов
школы № 3, с которыми мы на Святки ходим
колядовать. Ведь это настоящее доброе
дело - не каждому взрослому оно по плечу.
В прошлом году подсчитали — мы прошли ПО
домов и.учреждений, и везде дети пели,
поздравляли хозяев, славили Рождество
Христово. И ведь не устали трудиться —
ходили бы и дальше, если б каникулы не
закончились, и все с радостью, с улыбкой.
И я хотел бы пожелать нашим
читателям, чтобы каждого из них осветил
свет Рождественской звезды, чтобы они,
как дети, радовались всему доброму,
чтобы душа их наполнилась дарами самыми
дорогими — терпением, нежностью,
любовью и милосердием.
Наталия ЗАХАРОВА
№ 1,12 января, 2006 г.
|