ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Праздник Преображения Господня всегда
празднуется 19 августа
( 6 августа по старому стилю )
Тропарь праздника:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже
можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой
присносущный, молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника:
На горе преобразился еси, и якоже
вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе
Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное, мирови же
проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее
сияние.
В то время, когда Иисус со Своими
учениками находился в Кесарии
Филипповой, Он взял трех из них — Петра,
Иакова и Иоанна и вместе с ними
поднялся на гору. Затем оставив их, Он
взошел чуть выше с тем, чтобы уединенно
помолиться. Стояла ночь, а ночью, по
обыкновению, Иисус любил молиться.
Во время молитвы Он преобразился.
Произошло то, что никак не укладывалось
в земной, человеческий облик Учителя: в
Нем просияла Его Божественная природа.
Когда ученики очнулись от сна, то они
вдруг увидели своего Учителя Иисуса
Христа во славе, одежда Его сделалась
белой, как снег блистающей, и лицо Его
преобразилось. Он беседовал с двумя
пророками — Моисеем и Илиею. Первый
давно умер, а другой смерти еще не
познал, будучи живым взят на небо.
Первый был величайшим пророком,
которому Бог дал первые заповеди
Своего Закона, а другой, еще не завершив
свой земной путь, должен придти перед
Вторым пришествием Христовым и
изобличить Антихриста.
Беседа продолжалась на глазах учеников,
вероятно, не очень долго, но то, что с
ними произошло, было благодатным
озарением. И когда Моисей и Илия стали
отходить от Спасителя, самый горячий
Христов ученик Петр сказал Господу: “Как
хорошо нам быть здесь”, как хорошо
ощущать эту благодать. Давай поставим
здесь три шалаша: один для Тебя, другой
— для Моисея, третий — для Илии.
Апостол не знал, что просит
невозможного.
Внезапно тень от необычного облака
упала на них, и они испугались, когда
вошли в это облако. “Сей есть Сын Мой
возлюбленный, Его слушайте”, —
прозвучал Голос. И когда Он кончил
говорить, все пропало, и Иисус остался с
учениками один в Своем обычном виде.
|
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его,
и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его
сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь,
сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из
облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое
благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не
сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из
мертвых.
Евангелие от Матфея. Глава 17
|
В это время всегда бывает Успенский пост, и
Преображение приходится почти на его
середину. Событие, которое воспоминается в
этот день, описано у трех евангелистов. Это евангельское событие лежит в основе
праздника. Преображение Господне — это
торжество Его Божественной славы. Господь
дает людям истинное Боговедение, в котором
предстает как благодатный свет, дающий
человеку ощущение великой радости.
В этот праздник облачение духовенства и
облачение всего храма бывает белым в
воспоминание о цвете одежд преображенного
Спасителя.
Так как Преображение произошло на горе
Фавор, потому и свет, который видели
ученики, именуется Фаворским светом. Это
нетварный свет Самого Бога. В XIII веке
святитель Григорий Палама писал, что этот
нетварный свет воспринимаем человеком,
доступен ему. Возможность познания Бога в
этом свете являются для нас откровением и
великой радостью этого праздника.
В этом кондаке прославляется вольное
принятие Иисусом Христом страданий и
смерти. После того как ученики видели Его
Божественную природу, Его Божественную
славу, могло ли у них быть сомнение, что Сей
Иисус может, если захочет, победить с
Небесным воинством и Небесной славой все
напасти мира, всех врагов Своих? Но вольно
избранные Им страдания и смерть ради
спасения мира явились главной целью Его
пришествия на землю.
Праздник Преображения Господня в народе
еще зовется яблочным Спасом. В этот
праздник, по церковному уставу,
предписывается освящение первого
виноградного урожая, из которого будет
изготавливаться литургическое вино. В
России вместо винограда освящаются яблоки,
сливы, груши — то что созревает к этому
времени. Часто прихожане приносят их в
красивой посуде, украшенной вышитыми
полотенцами или салфетками. Часть плодов
оставляют в церкви как пожертвование: одну
долю передают духовенству, другая же доля
определяется для раздачи бедным,
заключенным, инвалидам, детям-сиротам в
интернатах и детских домах. Освящение
плодов является характерной чертой
праздника Преображения — яблочного Спаса.
Люди, которые живут согласно с церковной
традицией, не вкушают яблок до этого
праздника.
Зачем на Преображение освящают овощи и фрукты в Церкви, если все и так создал
Бог? - спрашивает читательница.
Ответ на этот вопрос в журнале «Кормчий» за
1897 г
Со времен апостольских (третье и четвертое апостольские
правила) Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления
их в пищу с произнесением при этом особой молитвы.
В начале все создания Божий были «добры зело», так как на них почивало Божие
благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его «Да будет».
Тогда пребывать всему на земле было заповедано без особых освящений.
Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь
состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее.
Проклятье Божие нависло над делами рук человеческих, по слову Господню
к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт.3,17). Тварь-неразумная,
как свидетельствует Апостол, «покорилась суете недобровольно, но по воле
покорившего ее» (Рим.8,20), то есть все живое осквернилось через человека.
Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему
владыке - человеку -вещественные средства к блаженству, - эта природа
сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую
вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании
заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека.
Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами
рук человеческих со дня преступления Адама.
|
Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в
соприкосновение. И что было бы сегодня с нами и с окружающей нас природой,
если бы премилосердным Ходатаем Бога-Отца, Иисусом Христом, не была снята
ужасная печать отвержения нашего и не были преподаны средства к возвращению
благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу. Посему только
истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас
природу.
Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных, снимая с них
древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже в орудие греховных наших
похотений, не в пищу тления и смерти, в истинное наслаждение возрожденного
благодатью человека. Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал
освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое, в
радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет
и освящает принесенные плоды святым Именем Бога, Троице славимого, и
кроплением святой воды.
Плоды освящаются на Преображение Господне и на 2-й день праздника Успения,
когда Церковь вспоминает перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа в
944 году из Едессы в Константинополь. |
|