Масленица: картинки с праздника
В прошедшее воскресенье город отгулял
Масленицу. По ходу празднования бердчане стали свидетелями захватывающего
«соревнования» между православным приходом и городской властью в лице отдела
культуры.
«Праздник, безусловно, здесь, у храма!» - замечает фотограф Александр
БАРИНОВ, сторонясь, чтобы ненароком не попасть под хоровод-змейку. Ба!
Представители власти - и Светлана ТАРАСОВА (управление образования), и Раиса
УСТИНОВА (заместитель городского главы по социальным вопросам), и депутат
городского совета Иван МИНИН в конечном итоге предпочли бесхитростное
веселье православного праздника пафосному официозу.
Хоровод - это так, для согреву. Остаться в стороне практически
невозможно, когда на тебя налетает людская хохочущая и разрумяненная «змея»,
хватает за руки, увлекает за собой. Гармонисты наяривают, ноги сами ловят
ритм, и вот ты уже скачешь весело вместе со всеми,
сам хватаешь кого-то,.. Красота!
Вставать в аналогичный хоровод на площади Горького как-то не хочется:
пугает соседство большого мусорного контейнера, который, подобно загадочному
культовому сооружению, возвышается аккурат посреди площади.
В это время у храмовой ограды детвора дерется на мешках, вместе со
взрослыми скачет через веревку, а чуть поодаль
меряются силами добры молодцы. Задачка нехитрая: сидя на бревне,
обмениваться ударами с соперником, пытаясь удержаться. Не удержал
равновесие, слетел с бревна - отдыхай.
Следующий!.. От желающих изведать соперника «на кулак» нет отбоя.
Интересно, а что будет, если «на кулак» друг друга решат попробовать во-он
те ребята, идущие по площади Горького от торговых палаток к сцене и
попивающие пиво? Пожалуй, в этом случае для милиции работа, точно, найдется.
Не надо милиции: ребята присоединяются к толпе, глазеющей на то, как на
сцене какой-то силач тягает гирю.
А перед храмом выстраиваются друг против друга «стенки» из удалых бойцов,
чтобы сойтись в схватке. По сигналу «стенки» сшибаются и под гармошку
начинают «месить» друг друга до тех пор, пока одна «стенка» не сомнет
другую. По окончанию боя улыбающиеся «богатыри» из противоборствующих сторон
обнимаются. В стороне от всеобщего веселья поспевает настоящий (!) самовар.
Скоро будут и блины - куда же без них на Масленицу?
На площади в торговых рядах бойко идет... лаваш - очевидно, под видом
блинов, как это ни странно - и шашлыки. Поиск настоящих блинов грозит
обернуться горьким разочарованием: обнаружить их удается в единственной
палатке - продавец протягивает покупателю на бумажном прямоугольнике
сложенное вчетверо подрумяненное нечто. И просит покупателей не сомневаться:
это он, блин!
Пока искал блины, возле храма начался штурм снежного городка. «Бабы,
бабы!» - кричат обороняющие, подзадоривая «рать», что стоит под снежными
стенами. «Рать», не стерпев такой дерзости, бросается с криком на стену.
Начинается свалка, в которой не разобрать, где чья голова, а где ноги.
Нападающие берут числом: словно муравьи, друг по другу взбираются на
цитадель, пытаясь сбросить защитников вниз. Какое-то время крепость
держится, но силы явно неравны: защитников всего-то с десяток, а штурмующих,
кажется, раза в три больше. Вот стена проломлена, крепость взята, недавние
противники в клубах пара от разгоряченных тел обнимаются, подзадоривают друг
друга...
На площади горожане прогуливаются вокруг чучела Масленицы, некоторые
жуют, бросая взгляды на сцену, где что-то происходит - отсюда плохо видно,
что... Из динамиков звучит музыка.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Рефлекторное ликование
Было бы, конечно, нелепо полагать, что настоятель храма и начальник
отдела культуры накануне поспорили, у кого праздник круче выйдет, просто
само собой как-то так получилось, что горожане, ухитрившиеся побывать и на
площади Горького, и на площадке перед храмовыми вратами, невольно стали
сравнивать. И сравнение вышло не в пользу отдела культуры.
На главной площади и народу собралось побольше, и на лошадках катали, и
конкурсы были, и концертная программа... Но только у храмовых ворот люди
неподдельно веселились, играли, позабыв про возраст и положение в обществе.
И не хотели уходить. Там, кажется, даже теплее было, чем на продуваемой
всеми ветрами площади.
Однако если оставить в стороне поэзию, очарование одного праздника и
разочарование от другого, останется суть: православный праздник (18
февраля «Прощённое воскресенье», когда совершается чин прощения, которым
церковь входит в Великий пост - «С»), "заряженный"
энергией глубокого смысла, оказался интереснее, чем внутренне не
одухотворенное, в какой-то мере даже «рефлекторное», лоскутное действие на
главной площади. Традиция, не утраченная, сохраненная в народе, одержала
верх над сценарием, бескорыстная воля - над «бюджетом».
И это, кстати, уже не в первый раз в нынешнем году. В подтверждение можно
вспомнить новогодний снежный городок на площади, то, в каких муках он
«рождался», и сравнить с теми почти шедеврами, которые выпускник Тобольской
семинарии, послушник Павел ЛЮБИН соорудил во дворе Преображенского храма к
Рождеству.
В итоге сам собой напрашивается вывод - «духовно окормляют» в Бердске
лучше, чем «окультуривают». Между тем для того, чтобы
создавать красоту и делать настоящие праздники, многого не надо, было бы
желание сделать что-либо во благо ближнего, а не за зарплату.
Андрей Маланов
"Свидетель" №8 (814) 22 февраля 2007 г.
Фоторепортаж Александра
Баринова
|