Царь-
мученик

Часть первая
К части второй>>

  Карта сайта    Главная    Архив

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь». Кому из русских людей не знакомы эти слова? Все мы в детстве читали множество сказок, и благодаря им в нашем сознании сложился образ Царя. 

При слове «Царь» нам представляется дедушка с белой бородой и с короной на голове; на нем — необъятная красная мантия, отороченная белым горностаем, а в руке — скипетр. Царь сидит на золотом троне и правит страной; время от времени он отправляется на войну. Царь обитает в сказочном мире, который нисколько не похож на тот мир, в котором живем мы.

 

В отличие от нас русскому поэту Георгию Иванову довелось жить в той России, которая была еще царством. После революции он уехал за границу. И вот однажды, когда, тоскуя по родине, он смотрел на фотографию последнего русского Царя Николая Второго, снятого вместе с семьей, в его уме сложились такие строки:

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие прекрасные лица,
И как это было давно.
Какие прекрасные лица,
Но как безнадежно бледны -—
Наследник, Императрица,
Четыре Великих Княжны.

Скромный, средних лет, с простым русским лицом военный («рядовой Николай Романов» — он любил чтобы его так называли), — Царь в стихотворении Георгия Иванова показан как современный, исключительно привлекательный человек. Но даже и для поэта, написавшего это стихотворение спустя всего несколько лет после крушения старой России, — «это было давно». «Давно» — потому что это была другая эпоха: в революцию порвалась связь времен, между прошлым и настоящим разверзлась пропасть. 

Почему же, несмотря на всю величественность фигуры Императрицы на фотографии, в ее глазах такая печаль? И почему бледны, грустны красавицы-Царевны и их брат? От предчувствия своей обреченности и конца старого мира; из-за вещего знания того, что их ждет скорая и страшная смерть. Действительность, однако, превзошла их самые худшие ожидания: в ночь на 17 июля 1918 года Царь и его семья вместе с преданными слугами были зверски убиты в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Злодейское убийство невинных людей, среди которых были ребенок и молодые девушки, — само по себе уже страшное преступление. Но Екатеринбургскую трагедию называют убийством XX века и считают исторической катастрофой все же по особой причине.

Николай II был не просто прекрасным человеком и добрым христианином: он был Божиим помазанником. Ибо русские Цари — восходя на престол — вторично принимали таинство миропомазания; Николай, принявший помазание на Царство, был священной особой. Потому убийство его было тем страшным святотатством, которое навлекло Божий гнев на Россию и имело для ее судьбы роковые последствия.

Что же такое — помазание и кто такой Царь-помазанник? Помазание на царство было установлено для богоизбранного народа еще в ветхозаветные времена, о чем свидетельствует Библия (I Книга Царств). Помазание — это не простая условность, не пустой обряд: человек, принявший помазание, как бы заново рождается; его личность претерпевает глубочайшие изменения. И прежде всего устанавливается совершенно особая связь Царя с Богом, в чем-то похожая на ту, которая существовала между Богом и пророком. Пророк слышал в своей душе глас Божий и возвещал волю Божию народу; сходное переживал и Царь, когда ему надо было решать вопросы государственного управления. Послушный велению Божию, Царь делался выразителем Промысла; через Царя управлял народом сам Бог.

«Сердце Царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направит его» (Притч. XXI, I), — в этом замечательном библейском образе выражена сама суть помазания на царство. Благодаря этому таинству Царь обретал новые, совершенно особые духовные силы — помощь в преодолении собственной естественной ограниченности и слабости. Связь Царя с Богом — первая сторона помазания; вторая — это установление совершенно реального единства Царя со своим народом. 

Поясним это знакомым примером. Есть особые живые единства людей, которые называют органическими: подобные сообщества живут точно единый организм, единое живое существо. К таким единствам принадлежит Церковь (Тело Христово) и семья («домашняя Церковь»); подобным организмом был древний Израиль, а также народ России, когда страной управлял Царь. Как в Церкви Глава — Христос, как в семье глава — отец, так Царь был главой государства Российского, отцом русского народа. Именно поэтому в старое время существовало устойчивое словосочетание «Царь-батюшка», выражавшее особое — семейное, родственно-любовное — отношение подданых к Царю-помазаннику, немыслимое, если страной правит президент или диктатор.

И такое глубочайшее духовное единство Царя со своим народом имело своим последствием то, что Царь нес на себе народную судьбу и бремя народных грехов. Когда поражено тело, то импульсы от больных частей тела идут в головной мозг; страдает тело — страдает и голова. То же бывает и с общественным организмом, где тело — народ, а глава — Царь. И напротив: смертельное поражение головы влечет за собой гибель тела, скорое разложение всего организма. Убийство Царя поэтому не было просто убийством отдельного человека: в силу действия таинственных духовных законов цареубийством был нанесен страшный, смертельный удар русскому народу, всей России.

Какими были жизнь и личные качества последнего русского Царя, Божия помазанника, Государя Николая Второго? Он был старшим сыном Императора Александра III, матерью его была принцесса Дагмара Датская, при переходе в Православие получившая имя Марии Федоровны. Дед Николая Александровича, Царь-реформатор Александр II (во время его правления в 1861 году крестьяне были освобождены от крепостной зависимости), в 1881 году погиб от руки террористов. Правление Александра III стало более осторожным и взвешенным: он полагал, что поспешное проведение дальнейших реформ вызовет опасный взрыв анархизма.

Александр III был приверженцем исконно русских начал, которых придерживался и в политике, и в своем личном быту. Александр III и Мария Федоровна испытывали великое уважение к строгому семейному укладу. Как для них, так и для Николая Александровича семья была святыней. Величие русских Императоров, величие Российской державы, пользовавшейся уважением других народов, —такой была традиция, таким было наследие, полученное Николаем II от отца.

 Николай Александрович родился 6 мая (ст. ст.) 1868 года в Царском Селе. С детства его готовили к восшествию на Российский престол и дали ему прекрасное образование. Восемь лет необыкновенно способный наследник проходил расширенный курс тогдашней гимназии, а затем пять лет под руководством лучших русских ученых — университетский курс. Знания Николая Александровича отличались воистину универсальностью: на высшем уровне он изучил как естественнонаучные дисциплины, так и, в особенности, предметы юридического и экономического факультетов, необходимые для управления государством. 

Он блестяще владел европейскими языками, знал и любил русскую классическую литературу. Художественные вкусы его тяготели к шедеврам русской культуры; впрочем, здесь он отдал дань и своему времени — наряду с операми Чайковского любил Вагнера и впоследствии поставил на императорской сцене «Кольцо Нибелунгов». По свидетельству современников, Николай II был образованнейшим человеком; он, духовная глава русского народа, вобрал в себя все лучшее, чем владело тогда народное сознание в лице самых выдающихся его представителей.

Помимо того, по традиции русских Царей,Николай Александрович был военным. Он изучил военные дисциплины в объеме курса Академии генерального штаба и прошел практическую подготовку в гвардейских полках. Много внимания при воспитании уделяли и физическому совершенству будущего Императора; благодаря этому всю жизнь Николай II отличался силой и крепким здоровьем, был спортсменом, прекрасным наездником, купался в ледяной воде и практически никогда не болел.

Итак, личность Николая Александровича характеризовалась разносторонностью, внутренний мир его был сложен, — ив этом было его сходство с многими выдающимися людьми его эпохи. Но существовало и то, что сводило воедино все знания и все особенности личности последнего русского Царя. Мы можем определить Николая II одним словом и сказать: это был Царь-христианин.

Уже в детстве проявились удивительная тонкость и нежность его души, оказавшейся столь восприимчивой для евангельской истины. Маленьким ребенком он трогательно любил изображения Божией Матери и Георгия Победоносца. Созерцание образа святого, поражающего злую силу, вызывало волнение в последних глубинах его существа. Слушая в Царскосельском саду пение птиц, мальчик глубоко уходил в себя; при этом лицо его приобретало неземное, ангельское выражение. Любование природой переходило тогда в молитву; молитвенное общение с Богом было основой жизни Государя. Чрезвычайно любил Царь православное богослужение; вообще, Церковь была для него главной опорой жизни и служения родине. 

Царь жил, думал и чувствовал как глубоко церковный человек; и в этом было его единство со своим народом, с многомиллионным крестьянством. Но именно это — православная церковность — создало стену непонимания и отчуждения между Николаем II и его подданными из высших классов. Дело в том, что часть русского образованного общества на протяжении XVIII — XIX веков постепенно все дальше отходила от Церкви, увлекаясь то наукой, то западной культурой, то нездоровым мистицизмом. Либеральная интеллигенция и знать не поняли Царя; не разделяя внутренне его идеалов, они не смогли поддержать и его государственных замыслов. В этом окружении Царь оказался в одиночестве, что и стало одной из непосредственных причин революции...

В доме Романовых существовал обычай наследникам престола жениться на иностранных принцессах: это отвечало международным интересам России. Так и Александр III, руководствовавшийся внешнеполитическими целями, хотел, чтобы его сын взял в жены или дочь графа Парижского, или прусскую принцессу. Но Николай Александрович всем сердцем, возвышенно и чисто, любил принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую, которую он впервые увидел на свадьбе ее старшей сестры Эллы (будущей Великой Княгини и святой мученицы Елизаветы Федоровны) с Великим Князем Сергеем Александровичем, братом Александра III. Молодые люди встречались в России во время приездов принцессы Алисы к сестре; взаимное чувство подсказывало им, что каждый в другом обрел своего суженого от Бога. Наконец и Александр III согласился с выбором сына и дал ему разрешение на брак; тяжело больной, он сознавал, что эпоха его царствования подходит к концу и он не должен препятствовать тому, чтобы Алиса Гессен-Дармштадтская стала русской Царицей.

Принцесса Алиса была младшей дочерью принца Людвига Гессен-Дармштадтского; ее бабушкой по материнской линии была знаменитая, сделавшая эпоху в культуре, английская королева Виктория. Родилась будущая Императрица России 6 июня (ст. ст.) 1872 года.

Воспитание, равно как и родной ее язык были не столько немецкие, сколько английские: в раннем детстве Алиса лишилась матери, и заботу о девочке взяла на себя ее бабушка. Алиса жила и воспитывалась при английском дворе; облик ее с ранней юности отличался не только внутренним и внешним изяществом и красотой, но и душевной глубиной и серьезностью. Она была необычайно застенчива, а потому имела склонность к замкнутости и одиночеству.

С ранних лет внутренняя жизнь в ней преобладала над внешней. В протестантизме — ее родной религии — она усвоила все то лучшее, что он мог вообще дать, — и прежде всего, развила под его влиянием высочайшее чувство долга. Она получила хорошее образование и была не только прекрасной музыкантшей и рукодельницей (это помимо овладения общеобразовательными предметами и безупречного знания европейских языков), но и прослушала в Оксфорде курс философии. 

Как и Николаю Александровичу, с детства ей прививали авторитет семьи... Казалось, ее ждало блестящее будущее, ни облачка не было на горизонте ее судьбы; однако облик принцессы Алисы — еще до всех трагических обстоятельств ее взрослой жизни — был отмечен постоянной глубокой печалью. Быть может, это была грусть неотмирной прекрасной души о рае, который невозможен на земле; может, так проявлялось вещее предчувствие страшной катастрофы... Так или иначе, Александра Федоровна была особым, отмеченным Богом человеком, выделенным Им и поставленным как бы вне общественных условностей. Она оказалась чужой при российском дворе по причине именно этих своих богоизбранности и неотмирности.

Однако, переехав в Россию, Алиса Гессен-Дармштадтская нашла и осуществила себя в семье и Церкви; исключительную близость она чувствовала и к простому русскому народу — крестьянам-богомольцам в храмах и монастырях, раненым солдатам в госпиталях, за которыми она самоотверженно ухаживала в годы первой мировой войны...

Вернемся здесь вновь к началу ее служения России. В октябре 1894 года умирает Александр III. На следующий день принцесса Алиса принимает Православие и получает имя Александры — в честь святой мученицы Царицы Александры. Вскоре после похорон состоялась свадьба Николая Александровича и Александры Федоровны. Семейная жизнь Царя и Царицы сложилась на редкость счастливо; это была безупречная христианская семья, все члены которой чувствовали себя единым целым. В 1895 году родилась первая царская дочь — Великая Княжна Ольга. А в мае 1896 года в Москве в Успенском соборе состоялся чин коронования Николая II. Москва была в тот день великолепно разукрашена и переполнена народом; таинство миропомазания нового Царя сопровождалось торжественным и молитвенно-глубоким обрядом. Всей душой и всем сердцем молодая Императрица молилась в этот час, как позже она вспоминала, за мужа-Царя и за любимую Россию, ставшую для нее родиной.

Первые годы царствования Николая II были благоприятными и, казалось, обещали России благосостояние. Сразу же стал явным христианский характер новой политики. Николай II выступил с инициативой созыва международной конференции мира, которая и была проведена в Гааге в 1899 году. Именно на ней определился принцип мирного разрешения международных конфликтов, который впоследствии подхватили Лига Наций и ООН. Так молодой русский Царь совершил почин мирового значения; но трагичным было то, что ему, миротворцу, пришлось вести кровопролитные войны... 

В правление Государя Николая II Россия медленно, но неуклонно делалась великой индустриальной державой. Росло народонаселение; российский рубль был подлинно золотым, ибо денежное обращение более чем на 100% было обеспечено золотой наличностью; за 20 лет производительность русской промышленности увеличилась вчетверо. Помимо того Россия была тогда кормилицей всей Европы: в 1913 году урожай хлеба у нас был на треть выше, чем в США, Канаде и Аргентине вместе взятых! Право же, эти данные впечатляюще действуют на нас. Экономическое положение России перед мировой войной 1914 года в свете нынешней общенациональной катастрофы видится если не процветанием, то надежным, многообещающим благополучием.

Государь Николай II правил Россией в соответствии со своим положением перед Богом, — положением Божиего помазанника. Таким себя он чувствовал и сознавал; все поступки его были продиктованы именно этой величайшей ответственностью перед Богом. Голос Божий, руководивший им, он распознавал в глубине души как голос своей совести. «Помазанник Божий, Царь держался сознательно и систематически высот, куда не мог проникнуть простой смертный, — пишет мемуарист. — Он желал быть одним. Одним перед своей совестью». 

Не все приближенные Царя это понимали: людям поверхностной духовности, мирским по своему устроению и светским по образу жизни, не доступны глубины идеи помазанничест-ва. Отсюда возникали идейные конфликты между Царем и его министрами. Царь опирался на совесть и интуицию (зная при этом прекрасно все внешние детали конкретной проблемы, которую, по свидетельству современников, всегда схватывал налету), — министры же руководствовались одними доводами рассудка и статистикой. Царь спорить не любил; но когда он, следуя долгу, поступал все же по-своему, возникали обиды и недовольство. Потому у Николая Александровича в его окружении появилось много врагов.

Служение своему народу было для Николая II святыней; к подданым он относился, как любящий отец. В исторической памяти сохранилось множество случаев самого трогательного отношения Государя особенно к простым людям. Замечательным правом Царя было высочайшее право помилования приговоренных к смертной казни: торжество христианской любви над всеобщей юридической нормой в этой государственной привилегии, данной Божиему избраннику, было явлено особенно отчетливо. Царь нередко пользовался таким своим правом. При этом он всегда проверял, насколько точно осуществляли его распоряжение; а однажды он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, — и это на свои средства. Царь использовал каждый подходящий случай, чтобы предоставить возможность Духу Святому действовать в российской жизни.

Далее к части второй >>>


Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: