Слово создателю мемориала.  

 

Март 1996 года. Я у Вечного огня в парке Победы. Безлюдно. Снег немного сморщился и слегка похудел под солнечным взглядом весны, которая еще не чувствует себя в Бердске хозяйкой. Ему здесь вольготно - он, нахально навалившись на задний план панорамы, закрыл часть стен, не дает читать надписи. Плотно окружил стелу, поднявшееся над ним на 14-метровую высоту окаменевшее знамя, взял в "клещи" пустую чашу, где раньше плескался огонь..."

Нет "горячего дыхания" у мраморных стен (его называли Вечным), оцепеневшие за зиму деревца не производят впечатления парка и от всего праздничного осталась одна Победа, перед которой сегодняшняя действительность забыла поставить слово "Великая". Мемориал спит.

Вернется ли то время, когда биение его сердца вырвется пламенем наружу, он опять будет гордиться формой приставленных к нему юных стражей и искупается в пристальном внимании почтенных горожан? Или, ни к чему вся эта юбилейная помпезность, весь этот "каменный размах", призывающий людей к скорби и памяти? Пусть все будет скромнее и проще?

Ответы я решил искать у автора, чье детище своим "замороженным" видом навеяло на меня печаль и заставило засомневаться в том, что, раньше казалось бесспорным.
С художником-монументалистом, заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом премии имени Ленинского комсомола Александром Сергеевичем ЧЕРНОБРОВЦЕВЫМ я встретился в его мастерской. Ее стены были завешаны различными портретами, а в центре, на станке покоилось полотно на религиозную тему. О хозяине, как о большом мастере, было известно немало.

Александр Сергеевич закончил. Высшее Ленинградское художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, после чего преподавал в Новосибирске в рабочей студии живописи при Доме культуры имени А. М. Горького. Первой работой, давшей художнику имя, было панно у памятника на могиле 104-х расстрелянных большевиков в сквере Героев революции, которое было открыто в 1960 году к юбилейному торжеству в честь очередной годовщины Октября.

Всесоюзная слава пришла к сибирскому монументалисту после сооружения в 1967 году мемориального ансамбля "Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.", за который автор получил свою самую престижную премию. Этот комплекс в парке Славы по праву считается достопримечательностью Новосибирска.

Известен горожанам Чернобровцев и своей общественной деятельностью и публикациями на темы градостроения, архитектуры и активной гражданской позицией.

Первый вопрос к Александру Сергеевичу был традиционным:
- Как пришла сама идея увековечить павших поименно. До этого в нашей стране ничего подобного в таких масштабах не возводилось. 30266 фамилий выбито на пилонах монумента!

- Впервые такой скорбный список я увидел в стенах Союза художников в Москве, но отправной точкой всей идеи были впечатления, полученные в Италии. В Болонье, где я побывал в составе туристической группы, находится памятник партизанам итальянского сопротивления, на котором нанесены имена всех погибших от рук фашистов и есть даже их барельефные портреты. Все это было. и торжественно-всеобщим и в то же время горестно-личным.

Новосибирск не был фронтовым городом, но десятки тысяч его жителей были непосредственными участниками сражений и почти половина из них не вернулась домой. Так что мемориал здесь необходим, но образ должен был иметь особый, отличный от памятников, сооруженных в местах боев, в тех городах, по которым прошла война. Нужно было найти какое-то эпическое решение, наполнить реквием в камне философской глубиной, показать трагедию во всем ее размахе.

- Сразу ли нашло понимание у властей области такое нетрадиционное в ту пору решение?

- Знаете, не все было так гладко, как впоследствии представлялось... Александр Филатов, второй секретарь обкома КПСС (первый - Федор Степанович Горячев в это время участвовал в работе сессии Верховного Совета) был сперва против моей трактовки будущего монумента Славы. Ему виделись традиционные пышные арки, скульптурные надгробия и тому подобное. Но вариант скрижалей - каменных страниц из летописи войны - все же победил.
- Большинство знает о Вас, только по двум вашим работам - в Бердске и Новосибирске. Где еще удалось воплотить в жизнь ваши творческие замыслы, приложить богатый опыт?

При моем участии был еще создан памятник в Довольном, но я хочу поделиться с вами своим неосуществленным проектом. В нем я намеривался развить идею увековечиванья каждого погибшего, но в переложении на национальные особенности Тувы.

Мемориал в Кызыле, переговоры о сооружении которого велись со мной, должна была открывать алея Плачущих Лошадей, которая выводила бы к мавзолею-юрте. На стенах этого мраморного жилища кочевников планировалось разместить списки не вернувшихся с фронта. В каменном очаге должен был биться Вечный огонь.
У тувинцев с незапамятных времен существует победный танец орла. Этот народный мотив я также намеривался использовать в надгробной скульптуре орла, терзающего дракона у величавого степного менгира-камня...

Но всему этому место нашлось только на бумаге и в моей голове - руководство Тувинской АССР в деле сохранения памяти о Великой Победе пошло проторенными общепринятыми тропами.

- Теперь перейдем непосредственно к истории создания бердского мемориала в Парке Победы. С чего все началось?

- Инициатива исходила от первого секретаря бердского горкома партии. Дмитрия Андреевича Платошечкина. Он позвонил мне и предложил встретиться, чтобы обсудить план создания памятника погибшим в войне бердчанам.

Поначалу я не думал о возведении такого грандиозного впоследствии сооружения - речь шла только о гранитной "стреле", взметнувшейся в небо в знак нашей Победы. Но после того, как Дмитрий Андреевич рассказал мне о своих переживаниях, о том обете, который он дал в окопах своим погибшим товарищам, в котором поклялся воздать им честь и почтить память всех не вернувшихся, я "зажегся" мыслью o более глубоко подойти к идее мемориала для Бердска. Тем более, была обещана поддержка в его возведении не только партийных органов, но и предприятий всего города.

Все прежние планы пришлось пересмотреть. Я подробнее ознакомился с историей Бердска, еще раз изучил ландшафт, в который предстояло вписать части комплекса, пересчитал их пропорции, более детально прикинул расположение деталей ансамбля на фоне силуэта химзавода.

Постепенно родились образы всех компонентов мемориала. Они были скомпонованы вокруг главной пятиблочной (по годам войны), высотой 1418 см (по количеству "опаленных" дней) вертикали, венчаемой знаменем, символизирующим полотнище Победы, водруженное над рейхстагом.

-Саркофаг с именами погибших исполнен в виде носилок, на которых воины выносят с поля боя своего убитого друга. С течением лет их суровые и скорбные фигуры окаменели. В последние годы этот используемый мной символ неожиданно наполнился реальным содержанием - в Новгородской, Ленинградской и некоторых других областях поисковые отряды по-прежнему выносят из болот и лесов непогребенные останки наших бойцов, спустя 50 лет!

Завершили композицию - "урны-звезды" с землей городов-героев, главные даты войны и массивные "ленты-надписи", раскинувшиеся по краям. Дорожки парка сходятся к центру комплекса - Вечному огню.

Площадь перед ним запланировано было сделать несколько ниже, чем поверхность, на которой взметнулись основные детали мемориала. Это дало возможность сделать текст на заднем плане, который должен был как бы парить над собравшимися на митинг или парад.

Долго работал над надписью, решив разделить ее на три блока: "ВЕЧНО БУДЕТ ЖИТЬ В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА - В БОРЬБЕ ЗА ЧЕСТЬ И СВОБОДУ РОДИНЫ" и разместить ее по периметру. Средняя часть текста на верхней площадке - своего рода трибуна и отделена от боковых лестницами-проходами. Все три составные этой фразы могут звучать и отдельно, но эта - "Великий подвиг советского народа" - несла главную смысловую нагрузку. Целиком они обрамляют весь комплекс, дополняя друг друга. Эти большие, весомые и простые слова без запятых, без точек должны были выделить и оставить в памяти каждого пришедшего то, что независимостью своей страны, он обязан конкретно тем, чьи фамилии отпечатаны на плитах у Вечного огня.
Эта традиция в монументалистике идет от Луначарского и была впервые применена на Марсовом Поле в Петрограде, на памятнике жертвам Февральской революции "НЕ ГОРЕ А ЗАВИСТЬ НЕ СМЕРТЬ А ПОБЕДА". Эта же идея была впервые использована мной и для оформления стены в сквере Героев революции. Стихи принадлежали перу Александра Смердова. Поэты Леонид Чикин и Илья Фоняков, которые, также участвовали в конкурсе, написали неплохие тексты, но, когда прочтешь их на бумаге, они "живут", как только "оденешь" в камень, они становятся легкими, чужими...
Поэтому к каждому слову, отраженному на камнях монумента, требования были, как и к другим наиважнейшим деталям мемориала,- ничего фальшивого и лишнего.

- Как я понял полный образ монумента складывается по частям, поэтапно? 

- Трудно сказать. Когда соберешь воедино весь свой творческий потенциал, когда весь в этом живешь, то часто находит какое-то озарение. Из жизненных наблюдений, опыта и чего-то не осознанного, интуитивного появляется чувство того, что вот это - да, вот этот элемент - туда; и так вся композиция, вплоть до мелочей. Что-то родилось сразу, а что-то уже в ходе работ.

Взять к примеру прожектора. Все они с таким кожухом-стрелочкой, хотя, если бы я их выполнил традиционно, никто бы меня за это не осудил. Но применение такого простого приема дало чувство легкости, они как бы поднялись над площадью, стали более "воздушными", незаметными и не портят своим присутствием торжественную обстановку мемориальной композиции. От такой находки испытываешь радость, хотя многие ее могут просто не заметить.

- Теперь "детский" вопрос. Многие интересуются, почему у всех четырех бойцов, поддерживающих свод мавзолея, одинаковое выражение лица?

- Так было задумано, это архитектурный элемент. Смысл не в том, чтобы разглядеть лица, угадывать характер у каждого. Ничего индивидуального здесь быть не должно, все они воины - русские, мужественные, сильные. Разные судьбы война объединила в одну - символом этого они и являются.

Вообще каждый элемент мемориала - символ, причем, все они связаны между собой единым композиционным построением, общим сюжетом.

Так, например, четыре солдата, несущие свод над Вечным огнем, и обелиск - сами по себе сильные и выразительные компоненты, но, если кроме них на заднем плане ничего больше бы не было, то картина была бы неполной. Поэтому и появились те "большие слова", о которых мы уже говорили, два "стенда" с перечнем того, что было сделано горожанами для фронта, и того количества наград, которыми были удостоены сами фронтовики. Между ними - стела, как образ победы и стремления к ней в равной степени, как фронта, так и тыла - все это вместе дает зрителям полное представление о главных источниках Победы.

- Какой из трех комплексов, воздвигнутых в нашей области, Вы считаете наиболее сильным в эмоциональном воздействии на зрителя и наиболее значительным в творческом плане?

- Монументальная композиция в Бердске, если сравнить ее с другими видами искусств, выполнена на уровне симфонии или оперы. Каждый из трех мне дорог по-своему, но наиболее интеллектуальным, потребовавшим наибольшего вложения мыслей и концентрации всех творческих сил и накопленного опыта, стал бердский мемориал, явившийся основным этапом на пути становления моей художественной линии.

Я понял, что творец не должен делать чего-то субъективного, когда речь идет о гибели людей, а подойти к этому академически. Художник должен остаться "за кадром", автор не должен ничего выдумывать, а быть только свидетелем своего времени, сделать вещь так, как сделал бы ее рядовой зритель. Мастер должен сказать от имени всего народа, всеми силами исключить субъективизм и не выпячивать свое исключительное виденье мира.

- Вы сами подвели меня к главному, заранее приготовленному вопросу. Как бы выполнили тот заказ сегодня, в свете происшедших в стране перемен, смене идеологических ориентиров?

- Мое отношение к истории не изменилось и независимо от того, кто там сегодня у власти "трепет" языком. Так .сложилась судьба русского народа, что именно он и должен был победить. Только нашим свободолюбивым и мужественным людям по плечу было справиться с немецкой военной машиной, с экономической мощью всей Европы.

То, что некоторые сейчас оценивают прошедшие события иначе, так это - временно, конъюнктурно, недостойно... Моя позиция прежняя и сегодня бердский мемориал я бы видел в том виде, в котором он задумывался. А из задуманного не воплощенным остался только каменный венок, который должен был обрамлять звезду с Вечным огнем.

Дело в том, что много было плохого - закостенела бюрократия, высокие идеи превратились в догму, которые надо было зазубривать; правители не читали ни Маркса, ни Ленина, держались за это, как за рычаг улучшения жизни для себя. И когда Горбачев выступил с идеей демократии и экономической реформы, я, как член горкома партии, был "за". Но какая это демократия - обстрел Белого дома, война в Чечне? Гайдар, свирепым образом взявшийся перестроить всю нашу жизнь... Демократия - это забота о народе,- вот моя позиция. А такая их "демократия" пройдет; но реформы нужны. Мы попали в волну деградации - чувство коллективизма заменено тем, что напав на "золотую жилу" - надо хватать пока не поздно. Сейчас сами капиталисты задумываются над тем, как создать общество справедливого распределения национальных богатств, потому что понимают, если этого не будет, то всегда существует опасность социальных конфликтов...

Сейчас нет Советского Союза, все изменилось в очередной раз, но легенды, традиции, та история, которая складывается из кирпичиков, на которые каждый может опереться, из всего этого создается багаж, необходимый каждому человеку. Тогда у него будет чувство Родины, он будет ощущать себя на Земле не временщиком, а частью своего поколения. Смысл жизни не в том, чтобы протянуть свой отведенный Богом срок, но в том, чтобы, оттолкнувшись от достижений предков, пойти дальше, оставив свой след в истории страны.

Вопрос, послуживший поводом для визита к Александру Сергеевичу, я так и не задал. Да, и как можно было поставить под сомнение необходимость всего того, что стало делом его жизни. Не стал я упоминать и о том неприглядном виде, в котором находится сейчас его самое "интеллектуальное" детище. К 9 мая бердский мемориал Славы, думается, снова будет блистать во всем своем величии.

Но, ответ я все же получил. 

Более четырех тысячелетий стоят в долине Нила пирамиды фараонов. Они пережили несколько правящих династий, не одну смену общественно-экономического уклада, сам создавший их народ, окончательно растворившийся в чужой, арабской культуре. Но египтяне оставили такой след на земле, что, если даже рухнут и эти последние каменные свидетели их жизни, то и тогда память о создателях пирамид будет навечно сохранена людьми, пока они живут на планете. 

Да, простят меня ветераны, я сомневаюсь, что мемориал в парке Победы простоит также долго, как гробницы фараонов. Но все зависит от нас, от каждого, осознающего себя гражданином государства, которому в этом году исполняется 1114 лет (начало ему положило взятие новогородским князем Олегом Киева и объявление его столицей всех русских земель).

В 1941 году фашистская Германия, войска которой вторглись в СССР, пыталась стереть с политической карты мира даже упоминание о нашей стране. За Великую Победу над "коричневой чумой" пришлось заплатить Великую цену, счет погибших в войне идет до сих пор, окончательные цифры разнятся на десяти миллионов человек.

К 50-летнему юбилею Победы было решено вести подсчет жертв, принесенных Родине каждой нашей семьей, "снизу" - с составления областных и районных Книг Памяти. Справедливо, надо отдать долг сперва своим землякам; и начать нужно с 876 бердчан, чьи фамилии нанесены на скрижалях мавзолея в парке Победы.

Только сохранив историческую память, гарантами которой служат памятники и мемориалы, воздвигнутые по всем городам и весям Отечества, можно называться нацией, гордиться своей страной, идти в будущее, приумножая дело отцов, и оставлять за собой такой же глубокий след, как это делают другие великие народы.

И. МИХАЛЬЦОВ.
ОНИ ВНЕСЛИ СВОЮ ЛЕПТУ

Вспоминая историю сооружения мемориала в парке Победы, нельзя не упомянуть и о других, приложивших свой ум и руки к этой народной стройке.

В тесном творческом союзе с автором монумента работали архитекторы - Евгений Васильевич Самохвалов и Василий Михайлович Щербаков, поэты - Анатолий Лаврентьевич Сорокин и Леонид Андреевич Чикин.

Большая заслуга в возведении мемориального комплекса принадлежит СУ-26 и его бригаде облицовщиков под руководством Валентины Семеновны Слепковой. А также, начальнику литейного цеха БЭМЗ Валерию Дмитриевичу Валяеву, звену сварщиков Александра Никитича Митрофанова и многим, многим другим.
Первый камень в возведение мемориала был заложен в 1972 году, в 1976 году было принято постановление Бюро горкома КПСС и Исполкома Совета народных депутатов, подстегнувшие строительство памятника.

Но только в 1980 году, 9 мая состоялось торжественное открытие монумента - в парке Победы и зажжение Вечного огня от рук нашего прославленного кавалера трех орденов Славы - Дмитрия Ивановича Стребкова.

В первом почетном карауле на Посту № 1 стояли ученики школы № 8 - Олег Волков, Игорь Попов, Людмила Нестеренко и Людмила Сливакова.

ЖИВАЯ ПАМЯТЬ

Память о погибших, бердчанах хранит (в камне и бронзе) не только наш рукотворный мемориал воинской Славы. Живая память о наших героических воинах живет и ходит по земле в образе их внуков и правнуков. Им даже нередко в честь дедов и прадедов дают те же имена и отчества, как это, например, случилось с Павлом Дмитриевичем Феклистовым - правнуком погибшего учителя биологии бердской школы № 6, так любимого всеми его учениками, Павла Дмитриевича Феклистова. Жизнь продолжается!

 
Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: