История

      

Главная         Газета Бердск православный        Архив новостей 

Дни славянской письменности


Предисловие

В настоящее время в России и во всех славянских странах торжественно чествуют возникновение славянской христианской письменности и культуры.
Каждый церковный и государственный праздник имеет свое происхождение и свое культурно-историческое значение. День славянской письменности и культуры, неразрывно связанный с церковным прославлением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, является самым выдающимся государственно-церковным праздником в современной культурной жизни России.
Традиционный праздник, как писал академик Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном», помогает нам осваивать мир в его традиции, истории. Знать историю — означает осваивать мир в его духовно-традиционном и культурно-историческом измерении.
24 мая — День славянской письменности и культуры — дорог для нас тем, что он каждый год позволяет нам прикоснуться к истокам родной культуры, еще внимательнее прочесть несколько важных страниц отечественной истории, вновь услышать родное слово из богатств славянской письменности, познакомиться с удивительными памятниками книжного, изобразительного и музыкального искусства славянских народов.
Основание величественному зданию славянской письменности и культуры было положено евангельской проповедью и научным подвигом святых братьев Кирилла и Мефодия — родоначальников православного просвещения славянских народов. Мы, славяне, счастливы, что знаем имена своих первоучителей — тех, кто создал для славян азбуку, написал первые тексты и книги на славянском языке, положил начало школьному обучению и книжному богатству славян.
День славянской письменности и культуры — это прежде всего православный праздник во славу святых Кирилла и Мефодия, праздник в честь созданной ими славянской азбуки и письменности, праздник славянской школы и науки, потому что благодаря созданию славянской письменности стало возможным просвещение славян. Наконец, это великий праздник всей славянской культуры, поскольку быстрое и успешное становление и развитие национальной культуры славянских народов стало возможным также благодаря великой культурно-исторической миссии святых Кирилла и Мефодия.
24 мая 2002 года центром всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры становится город Новосибирск. В Новосибирске находится одно из крупнейших в мире собраний славянских рукописных и старопечатных книг. Наш город славится своей наукой и, в частности, замечательными открытиями в области славянской истории и филологии. Именно новосибирскими учеными было сделано то, что академик Д.С. Лихачев назвал «археографическим открытием Сибири».
В 1990 году Новосибирск впервые отмечал День славянской письменности и культуры. В последующие годы этот замечательный праздник приобретал все большее и большее значение в культурной жизни города. В Новосибирске стало традиционным проведение крестных ходов, посвященных святым Кириллу и Мефодию, научных чтений и конференций, а также организация книжных выставок, концертов, приуроченных к Дню славянской письменности и культуры. С ноября 2001 года Новосибирск готовится к тому, чтобы 23-24 мая 2002 года стать центром этого всероссийского и всеславянского праздника.
Празднование Дня славянской письменности и культуры в нашем Отечестве возобновилось во второй половине 80-х годов XX века. Возрождению этого праздника способствовали Русская Православная Церковь и самые известные российские писатели и ученые. Церковь всегда хранила память о своих равноапостольных просветителях, и Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в настоящее время принимает самое активное участие в подготовке к проведению Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске 23-24 мая 2002 года. К предстоящему торжеству новосибирские писатели совместно с Новосибирской епархией готовят писательские конференции и выпуск новых книг.
Сибирским ученым предстоит проведение международной конференции, посвященной проблемам единения славянского мира. Крупнейшими библиотеками города будут организованы выставки славянских рукописей и книг — главного культурно-исторического богатства славянской письменной культуры.
К празднованию Дня славянской письменности и культуры готовится и школа, поскольку именно в школе подрастающее поколение граждан Российской Федерации постигает основы родной письменности и культуры. Семинары для преподавателей, тематические уроки для школьников, литературные конкурсы, книжные выставки и концерты — все эти мероприятия призваны подготовить школу к достойной встрече Дня славянской письменности и культуры.

Активное участие в ежегодном проведении этого праздника в Новосибирске принимают учреждения культуры, и прежде всего — Новосибирская государственная филармония. В день памяти святых Кирилла и Мефодия стали традиционными торжественные концерты, проводимые в Большом зале филармонии и на других концертных площадках города силами творческих коллективов, собранных Новосибирской епархией Русской Православной Церкви и Новосибирской филармонией. В организации концертной программы предстоящего празднования (23-24 мая 2002 г.) принимает участие и творческая группа Министерства культуры Российской Федерации.

23 и 24 мая станут вершиной празднования Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске. Подготовка же к этим знаменательным дням в Новосибирске и всей Новосибирской области началась задолго до проведения самого праздника. В этом заключается одна из главных особенностей проведения праздника славянской письменности и культуры в нынешнем году.

Во всех православных приходах Новосибирской епархии будут проходить торжественные богослужения в честь святых Кирилла и Мефодия. Во всех районах Новосибирской области будут проведены подготовительные семинары, встречи, чтения, выставки и концерты, посвященные предстоящему празднованию Дня славянской письменности и культуры. Торжественно вспоминая 24 мая первоучителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы каждый год вновь и вновь обращаем свой благодарный взор к истокам богатейшего духовного и культурно-исторического наследия славянских народов, неотделимого как от просветительной деятельности ученых солунских братьев, так и от современной церковной, научной и культурной жизни славян.

Пусть же предстоящее празднование Дня славянской письменности и культуры оставит самую добрую память в церковной и культурной жизни Новосибирска и Новосибирской области и послужит стимулом к нашему духовному обновлению и возрождению. У Свято-Никольской часовни 24 мая 2002 г, пройдут основные торжества Церковные истоки славянской письменности и культуры День славянской письменности и культуры побуждает нас задуматься об изначальном смысле таких знакомых слов, как просвещение, образование, учение книжное.

В «Повести временных лет» в записи под 1037 годом содержится похвала киевскому князю Ярославу Мудрому: «И любил Ярослав церковные уставы и книги любил, читая их и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напаяющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина».

Современный мир воспринимает книги во многом уже не так, как воспринимал их древнерусский летописец. Обращение к книжной древности славян помогает нам сохранять высокую книжную культуру, культуру чтения, библиотечную культуру и наше литературное наследие в целом.
Общеизвестно, что святые Кирилл и Мефодий стояли у самых истоков славянской письменности и что именно им славянские народы обязаны христианским просвещением. Менее известно то, что создание славянской письменности не ограничивалось лишь изобретением славянской азбуки. Книги, которые переводили с греческого и писали на славянском языке святые Кирилл и Мефодий, содержали образцы целого ряда литературных жанров. Библейские тексты, например, включали исторический, биографический жанры, монологи и диалоги, а также образцы самой изысканной поэзии. Богослужебные тексты в значительной части предназначались для произнесения нараспев или даже для хорового исполнения. Творения святых отцов Церкви включали в себя элементы философской литературы, а церковно-канонические сборники содержали переводы памятников византийского законодательства — они и положили начало правовой литературе славян.

Каждый литературный жанр имеет свои особенности и требует собственных словесных форм и изобразительных приемов. Создать такой полноценный инструментарий славянской письменности, который бы, с одной стороны, сохранял природную красоту славянского языка, а с другой — передавал литературные достоинства и тонкости греческих оригиналов — это поистине задача целых поколений. Однако сохранившиеся исторические источники свидетельствуют, что эта громадная филологическая работа была проделана солунскими братьями и их непосредственными учениками в удивительно короткий срок.

Вот что говорится в одном из многочисленных отзывов современных ученых о филологическом подвиге солунских братьев Константина (в монашестве — Кирилла) и Мефодия.
«В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Константина-Кирилла представляло собой особую законченную систему, созданную с тщательным учетом специфических особенностей славянского языка. <...> Переводы произведений, в которых Константин и Мефодий пытались найти для всех особенностей данных памятников адекватное выражение, означали не просто возникновение литературного языка средневековых славян, но его сложение уже сразу в тех зрелых, развитых формах, которые вырабатывались в греческом тексте оригиналов как результат многовекового литературного развития». (Флоря Б.Н. «Сказания о начале славянской письменности и современная им эпоха»// «Сказания о начале славянской письменности».- М.: «Наука», 1981, ее. 24, 33.)

Великий русский поэт А.С. Пушкин так свидетельствовал о преимуществах церковнославянского языка: «Как материал словесности, язык славяно-русской имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавив таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность».

Самая же значительная часть духовного, научного, литературного и философского наследия святых Кирилла и Мефодия — это переводы. 'Письменные исторические источники свидетельствуют, что переводческая работа Константина Философа началась с Евангелия от Иоанна. Первыми словами, начертанными славянскими письменами, были начальные слова пасхального Евангелия, переведенные с церковногречес-кого текста: «Искони бе Слово» — «В начале было Слово» (Ин. 1,1). Евангелие от Иоанна выделяется из числа всех других библейских книг изобилием религиозно-философских понятий. Через церковнославянский перевод этого Евангелия и других текстов, совершенный святыми Кириллом и Мефодием, благодаря исключительно плодотворному терми-нотворчеству первоучителей славян, появилась основная часть самых важных терминов и понятий славянской филологии и философии.

Кому предназначалось литературное наследие святых Кирилла и Мефодия? Ко всем народам славянского мира, который в IX веке в языковом отношении был не столь разделенным, как в последующие столетия. От Балтийского моря на севере до Эгейского моря и Адриатики на юге, от Лабы и Альп на западе и до Волги на востоке расселялись славянские племена, именования которых донесла наша начальная летопись: моравы, чехи, хорваты, сербы, хорутане, поляне, древляне, мазовшане, поморяне, дреговичи, полоча-не, бужане, волыняне, новгородцы, дулебы, тиверцы, радимичи, вятичи — все они говорили на «языке словеньском» и все получили от своих первоучителей литературный язык и просвещение. Обращаясь ко всем славянским народам, Константин Философ так говорил: «Тем-же услышите, словени вси... Слышите словенск народ весь... Се же все мы, братие словени, замышляюще, глаголем свет подобающ» (из «Слова учителя нашего Константина Философа»).

Величайшая заслуга святых Кирилла и Мефодия перед славянским миром состояла в том, что они всюду старались оставлять своих учеников — продолжателей дела просвещения славянских народов. Их ученики просвещали славян в Моравии и Паннонии, а уже через следующее звено преемников кирилло-мефодиевские книжные традиции достигли южной Польши, Словении, Хорватии и Болгарии. Святые Кирилл и Мефодий в сознании книжников Древней Руси были истинными создателями единой для восточных и южных славян письменности. Русское «Сказание о переложении книг на славянский язык», помещенное в «Повести временных лет», начинается словами: «Бе един язык словенск». Далее в этом «Сказании» говорится: «А словень-ский язык и рускый одно есть» и несколько ниже снова повторяется: «А язык словенски един».

Говоря о великом значении трудов Константина Философа для просвещения наших предков, священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины» (М., 1914, с. 772) назвал его «духовным родителем русского народа».
На особые заслуги святых Кирилла и Мефодия перед славянской историографией указывал академик Д.С. Лихачев. «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унаследованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просветителей — Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечеловеческом устроении и просвещении, о служении каждой страны человечеству». (Лихачев Д.С. «Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир» // «Прошлое — будущему». — Л., 1985, с. 151).
Вот почему День славянской письменности и культуры является для нас праздником просвещения, праздником родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первоучителей славянских народов — *святых Кирилла и Мефодия. О судьбоносном значении церковнославянского языка и церковнославянской письменности для отечественной культуры писал в своем «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносов: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божи-ем на славенском языке украшаться будет».
Книги, переведенные, составленные, написанные святыми Кириллом и Мефодием и их учениками, послужили тем прочным основанием, на котором в дальнейшем на протяжении веков возрастало величественное здание славянской культуры. Поэтому день церковной славы святых Кирилла и Мефодия стал всемирным праздником — Днем славянской письменности и культуры.

Память и слава Кирилла и Мефодия в России

Все славяне, хранящие Православие и православную культуру, свято чтут равноапостольных Кирилла и Мефодия. Россия никогда не забывала имен святых Кирилла и Мефодия и всегда хранила память об их просветительном подвиге. Уже более тысячи лет во всех православных храмах России на каждой праздничной церковной службе святые Кирилл и Мефодий вспоминаются и прославляются как первые «учители словенские».
Почитание просветителей славянских народов особенно усилилось в России в XIX веке. Этому способствовал целый ряд знаменательных юбилейных дат, а также участие русского народа в освободительном движении балканских народов.
В 1862 году Россия праздновала 1000-летие своего исторического бытия. В «Повести временных лет» под 6370 годом (862 г. от Рождества Христова) говорится о начале правления династии Рюриковичей. Открытие праздника было приурочено к 8 сентября (по старому стилю) — празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Этот день золотыми буквами вписан в отечественную историю, потому что 8 сентября 1380 года была одержана победа в битве на Куликовом поле.
Центральным событием этого празднования было открытие в Великом Новгороде замечательного памятника «Тысячелетие России». Этот памятник, со- Памятаик «Тысячелетие России». зданный М.О. Микешиным, запечатлел в бронзе более ста выдающихся сынов и дочерей России: просветителей, государственных деятелей, военных и героев, и также деятелей культуры — писателей, художников, композиторов. Но первыми в ряду просветителей России изображены святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
В 1869 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Константина-Кирилла. Во всех славянских странах совершались торжественные службы славянским первоучителям, поэты посвящали им стихи, а композиторы составляли хвалебные песни в их честь и память.
В 1877 году началась война России с Турцией за освобождение балканских стран. Россия приняла самое активное участие в избавлении единоверного болгарского народа от турецкого владычества, а русская армия принесла на алтарь победы жизни множества своих лучших воинов. Единство двух православных народов было скреплено славянской кровью, пролитой у Дуная, на Шипке и под Плевной. 19 февраля (3 марта по григорианскому стилю) 1878 года под стенами Константинополя, в Сан-Стефано, был подписан мирный договор, который провозгласил «истину и свободу там, где до этого царили ложь и рабство».
Освобождение болгарского народа от османского ига породило празднование «Дня Кирилла и Мефодия» (или, как называют этот день в Болгарии, «Праздника букв») именно потому, что национальное возрождение болгар в XIX веке напрямую связано с возрождением национальной письменности, школьного образования и болгарской культуры в целом. Первый деятель болгарского Возрождения афонский монах Паисий Хилендарский возвысил свой голос в защиту болгарского народа в знаменитой «Истории славеноболгарской» (1762 г.). Его «История» в рукописях расходилась среди болгар и служила возрождению и росту национального самосознания. В XIX веке вестником свободы стал болгарский просветитель епископ Врачанский Софроний (1739-1813), возродивший книгопечатание на болгарском языке. Но поскольку истоки родной культуры болгары всегда связывали с просветительной деятельностью святых Кирилла и Мефодия, то день их общей церковной памяти — 11 мая (по ст. ст.) — стал днем славяно-болгарского возрождения. «Вперед, народ возрожденный», — так начинается победный гимн, сложенный болгарами еще в эпоху османского ига.
Церковный календарь сохранил точные сведения о дне кончины каждого из братьев. Святой Кирилл скончался 14 февраля (27 февраля по н. ст.) 869 года, а Мефодий — 6 апреля (19 апреля по н. ст.) 885 года. Почему же общая церковная память святых Кирилла и Мефодия празднуется 11 мая по православному церковному календарю (24 мая по н. ст.)? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о православной традиции Византии, ведь святые братья были византийскими православными миссионерами.
11 мая 330 года — день рождения и освящения Константинополя — Нового Рима. С этого дня начался отсчет византийской истории, и потому день 11 мая навсегда вписан в историю византийской культуры. Святые Кирилл и Мефодий — выдающиеся представители византийской православной культуры — послужили рождению славянской православной культуры, и потому их общая церковная память (главный церковный праздник в их честь) совершается 11 мая (24 мая по н. ст.).
В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов. П.И. Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия.
С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 11 мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались учебные занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера.
После революции 1917 года память о Кирилле и Мефодии хранила лишь Церковь и русские слависты, занимавшиеся изучением кирилло-мефодиевского научного наследия. Почти незаметно для широкой общественности прошли две знаменательные юбилейные даты XX века: в 1969 году — 1100 лет со дня кончины святого Кирилла, а в 1985 году — 1100-летие со дня кончины святого Мефодия.
Однако в следующем, 1986 году в северном русском городе Мурманске любителями родной старины был организован праздник —День славянской письменности и культуры. В 1987 году эстафету этого праздника подхватила Вологда, а в 1988 году, когда весь православный мир отмечал 1000-летие Крещения Руси, центром празднования Дня славянской письменности и культуры стал Новгород. Сюда приехали многие выдающиеся писатели и другие деятели отечественной культуры, чтобы в день памяти святых Кирилла и Мефодия вспомнить истоки родной письменности и культуры.
Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади скульптором В.М. Клыковым был сооружен памятник святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Каждый год какой-либо новый город становится центром этого празднования. В 2002 году центром всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры определен крупнейший сибирский научный и культурный центр — город Новосибирск.

Заключение

Христианское просвещение славян, совершившееся благодаря бла-говестническим трудам святых братьев Кирилла и Мефодия, послужило спасению обновленных святым Крещением славянских народов, становлению их духовности и быстрому развитию культуры.
Климент Охридский, ученик святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, писал: «И начало сильно расти в славянских странах учение Божие... И возрадовались славяне, и возблагодарили Бога, что Господь Бог даровал им письмена, чтобы могли они славить Бога на родном своем языке».
Общецерковное славление святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, в храмах Новосибирской епархии совершалось всегда. Возрождение традиции празднования Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске началось с 1990 года. С этого времени празднование в нашем городе Дня славянской письменности и культуры стало традиционным.
В этот день в храмах Новосибирской епархии в память святых Кирилла и Мефодия проходят праздничные богослужения. С 1993 года в честь праздника в ближайший к нему воскресный день от Вознесенского собора к собору святого Александра Невского совершается крестный *ход. Торжества по случаю праздника продолжаются в Доме Ученых новосибирского Академгородка, Новосибирской государственной филармонии, Областном краеведческом музее, Новосибирской картинной галерее, ГПНТБ СО РАН, Областной научной библиотеке, библиотеке НГУ и в других учреждениях культуры города и области. В честь праздника в мае проводятся концерты, организуются книжные выставки, проходят конференции.
День славянской письменности и культуры — это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.

Тропарь святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, просветителям славян

Яко апостолом единонравнии и словенских стран учйтелие,
Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите вся языки утвердити в православии и единомыслии, умирйти мир и спасти души наша.

Кондак

Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложёнием источник богопознания нам источивших, из него же даже до днесь неоскудно почерпающе, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

Величание


Величаем вас, святи равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся словёнския страны учёньми своими просветившия и ко Христу привёдшия.




Гимн

Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж Славянству звеном единения.
Братья святые, Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!

Азбучная молитва

Аз, буки, азбука — этим словом молюсь я Богу.
Боже, всех тварей Создатель,
Видимых и невидимых!
Господа, Духа пошли живущего,
Да вдохнет мне в сердце Слово!
Его же Слово будет спасение всем,
Живущим в заповедях Твоих.
засветил светильник жизни,
Закон Твой — свет пути моего.
И уж ищет евангельского слова
и просит дары Тебя принять,
летит к Тебе славянское племя.
Ко крещению обратились мы все,
Людьми Твоими назваться хотим,
Милости Твоей желаем, Боже!
Но мне теперь пространное слово дай,
Отче, и Сын, и Святой Дух!
Просящим помощи у Тебя,
Руки свои воздевающим, дай
Силу принять и мудрость Твою.
Ты ведь даешь достойным силу,
Убогого исцеляешь,
Фараонову злобу от меня отводишь,
Херувима мысль и ум его мне даешь,
О, Честная и Пресвятая Троица,
печаль мою в радость обрати!
Целомудренно буду писать
Чудеса Твои предивные.
Шестокрылых образ приняв,
восшествую ныне по следу Учителя,
имени Его и делу Его следуя.
Явлю евангельское слово,
хвалу воздавая Троице в Божестве.
Юный и старый хвалят Тебя,
поет хвалу Тебе все разумное.
Язык новый хвалу воздает
Отцу, и Сыну, и Святому Духу
Ему же честь и слава от всякой твари
и всякого дыхания во веки веков..
Аминь.

Переложение Виктора Дерягина



Новосибирская Епархия Русской Православной Церкви

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: