КАФЕДРАЛЬНЫЙ
СОБОР ЗДЕСЬ МОГ БЫТЬ ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД...
Краткий очерк истории Бердского
православного прихода
В начале ХVIII в. на территории Сибири
было возведен ряд оборонительных
укреплений - острогов. Одним из них был
Бердский острог, основанный в 1716 г.
Одновременно с постройкой острога была
сооружена небольшая деревянная церковь,
освященная в честь Сретения Господня. В
1783 году была учреждена Колыванская
губерния, административный центр которой
должен был располагаться «на правом
берегу Оби реки при устье речки Верди и
при Бердском остроге» в 16 верстах от него.
Были сделаны проекты строения новых
присутственных мест — каменные
двухэтажные здания, намечена частная
обывательская деревянная застройка.
Некоторые губернские службы уже стали
переезжать из Томска поближе к новому
месту, в Бердский острог.
Новому губернскому городу
предполагалось дать название «Колывань».
Именной указ, данный Екатериной II Сенату
12 мая 1783 года, гласил: «О бытии
губернского города Колыванской губернии
в Бердском остроге с наименованием оного
Колыванью».
Колывань-Бердск за годы губернского
правления с 1783 по 1797-й значительно
разросся. Появились новые улицы, питейные
дома, конторы, склады, лавки. Прибавилось
чиновников, торговцев, ремесленников. Но,
увы, недолгая жизнь была суждена,
казалось, перспективному
государственному проекту — 14 лет.
С Бердского острога название «Колывань»
сняли, он стал теперь именоваться — «село
Бердское», «безуездное знатнейшее
селение». В этом качестве оно и вступало в
XIX век. А что же острог? По мере освоения
русскими Западной Сибири и продвижения
их в южные районы значение острогов стало
постепенно падать. К концу XVIII века пришел
в упадок и острог на Верди. Его стены и
башни, отслужив свое, постепенно
разрушались. Земляной вал зарастал
бурьяном. Оказавшись в глубоком тылу,
острог потерял свой прежний грозный вид.
И 7 февраля 1791 года правителем
Колыванской губернии Б. Меллером было
предписано продать пришедшие в ветхость
«состоящие в Бердском остроге две башни с
надолбами и рогатинами», но желающих их
купить так и не нашлось. Совершенно
сгнившие бревна пошли на дрова для
местной церкви.
Но вернемся к истории Сретенской церкви.
За время, прошедшее с сооружения церкви
её неоднократно перестраивали (в 1763 и
после 1796 гг.), а в 1808г., трудами бывшего
управляющего Кабинетским Имением
Даниила Быстрова с прихожанами храм
выстроили заново, но уже из камня. Новый
храм имел три престола. Главный в честь
Сретения Господня, и боковые - в честь
Богоявления Господня (правый) и Успения
Пресвятой Богородицы (левый).
В состав прихода входили: с. Бердское,
Барнаульского уезда и деревни: Луговая,
Морозова, Тальменская, Ельцовская,
Сосновская, Мильтюшская, Верхне-Чемская и
мукомольный завод В. А. Горохова. В 1913 г.
приход претерпел изменения: в деревне
Тальменской образовался самостоятельный
приход, к которому отошла деревня
Морозова. Это отразилось на численности
прихожан Сретенской церкви; в 1911 г. приход
посещало 7314 человек, а в 1913 г. - 6725 человек.
На территории Бердского прихода
размещалось несколько учебных заведений.
За годы советской власти большинство
документов, относящихся к деятельности
учебных заведений было утрачено; на
данный момент сохранились крайне скудные
сведения: в с. Бердском находились:
одноклассное училище, двухклассное
училище, открытое 8 сентября 1901 г. и
ремесленная школа, открытая 28 сентября 1903г.
В деревнях Сосновская и Мильтюшская
находились одноклассные училища и еще
одно одноклассное училище располагалось
на заводе купца Горохова (открыто 1
октября 1888 г.). Все эти учебные заведения
находились в ведении Министерства
народного просвещения.
К Сретенской церкви была приписана
церковь во имя Св. Равноапостольного
князя Владимира, находившаяся в деревне
Тальменской. В 1913 г. этот храм получил
статус самостоятельного прихода. Кроме
того, Бердской церкви принадлежало три
часовни, находившихся на окраинах
Бердска, одна часовня в деревне
Ельцовской и походная церковь во имя Свт.
Тихона Задонского, устроенная в 1897 г.
Церковь использовалась для совершения
богослужений в окрестных деревнях и на
заводе Горохова. Духовенство Сретенской
церкви состояло первоначально из одного
священника и одного псаломщика, а после
реконструкции храма причт состоял из
двух священников, диакона и двух
псаломщиков.
Сведений о первом священнике
Сретенского храма Бердского острога на
данный момент не обнаружено, но благодаря
переписи населения, проводившейся в 1719
году, сохранилось имя одного из
настоятелей - священника Иосифа
Полканова. В ходе архивных исследований
были установлены имена некоторых
священнослужителей Сретенской церкви.
Это: протоиерей Гавриил Вишняков (с 1898-1917
гг.), священники: Афанасий Тюшев, Матфей
Знаменский, Алексей Хмылев, Григорий
Стефановский, Иоанн Беляев (с 1869 г.),
Николай Иволин (с 1878 г.), Иоанн Сидонский
(1910-1912 гг.), Александр Костиков, Иннокентий
Бархатный (1912-1914 гг.), Павел Соловьев (1914-1915
гг.), Иаков Мазаев (1915-1916 гг.), Александр
Дегожский (с 1916 г.), Александр Сатирский (с
1916гг.), Иоанн Котов (1913-1914гг.), Василий
Иллиодоров (с 1921 г.), Василий Игумнов (до 1937
года, когда был расстрелян). Диаконы: Петр
Соловьев, Василий Забоглоцкий (с 1899 г.),
Иоанн Златомрежев (1906-1907 гг.), Лев Ершов-Васильев
(апрель-август 1914 г.), Иаков Царьков (с 1922г.),
Александр Суслов (март-апрель 1926 г.).
Псаломщики: Илья Пономарев, Тимофей
Кузнецов, Иоанн Хмелев, Александр Хромцов,
Феодор Трапезников (1844-1858 гг.), Иоанн Мухин
(с 1874 г.), Константин Сельцер (до 1897 г.), Иосиф Тетерин (1898-1901 гг.),
Иоанн Власов (1899-1904 гг.), Димитрий Ильин (с 1904 г.), Александр Арефьев
(1905-1907 гг.), Симеон Юрьев (с 1908 г.), Григорий Александровский
(1912-1913 гг.), Виталий Юрьев (март-июнь 1913 г.) Константин Лавров (с 1891 г.), Иоанн
Елисеев, Иоанн Россов (1902-1904 гг.), Михаил
Жерновков (1913-1914 гг. с 1914 г. диакон этой же
церкви), Николай Брыкав, Петр Головачев
(1905-1912?), Иоанн Крестин (1917 г. с декабря 1917г.
диакон той же церкви).
Наиболее известным священником в
истории прихода был о. Александр Сатирский.
Сатирский Александр
Николаевич
Родился в 1891 г. в семье
священника Николая Сатирского. В 1914г.
окончил Нижегородскую Духовную
Семинарию. В этом же году, 13 сентября,
Александр Сатирский получил назначение
на должность псаломщика Никольской
церкви г. Томска. С 1914 г. состоял личным
секретарем епископа Томского Мефодия (Герасимова)
В 1916 году Александра Сатирского
рукополагают в священника Сретенской
церкви г. Бердска. Там он прослужил до
начала 1930-х гг. В 1937 году отец Александр
был арестован и расстрелян.
В 20-е годы в клубе проходили диспуты на
антирелигиозные темы с участием
священника Сретенской церкви о.
Александра Сатирского. Первое слово
давали священнику, он рассказывал о
возникновении религии, Библии,
богословии. Затем слово предоставлялось
коммунисту-пропагандисту, и он уже с
научной точки зрения говорил о
богословии как лженауке.
Иногда диспут растягивался на
несколько вечеров, в клуб приходили не
только молодежь, но и пожилые люди... В
Бердске как бы образовалось два полюса—церковь
и комсомольский клуб. Они и располагались
рядом, через улицу. В 1939 г. по
постановлению Новосибирского
Облисполкома Сретенскую церковь закрыли
и переоборудовали под клуб.
В июле 1945 г. в районе села Нижние Чемы,
близ Новосибирска, комплексная
экспедиция Ленинградского отделения
всесоюзного треста «Гидроэнергопрект»
начала изыскания для строительства
Новосибирской гидроэлектростанции. 13-23
октября того же года Правительственная
комиссия признала этот район наиболее
удобным для расположения ГЭС. В
затопления попадало несколько десятков
сел и деревень, в том числе и Бердск.
Перенос города из зоны затопления
начался весной 1953 года, а завершился к 1957
году. На новую территорию, в 8 километрах
от старого местоположения, было
перенесено более 11 тысяч различных
построек: 10 промышленных, строительных и
транспортных предприятий, 4 школы, 8
медицинских учреждений, 30 магазинов,
столовых, складов, 2264 частных дома, все
здания государственных и общественных
учреждений, детские сады и библиотеки. На
новое место была перенесена братская
могила борцов за Советскую власть. Более
30 миллионов рублей выделило государство
на нужды жителей города, из них 17
миллионов рублей выдано было
переселенцам в качестве безвозвратной
ссуды и более 500 тысяч рублей
единовременного пособия нуждающимся на
новом месте. Кроме того, переезжающие
обеспечивались необходимыми
строительными материалами — лесом,
цементом, кирпичом, стеклом, шифером. 27
июня 1957 г. было проведено пробное
шлюзование на Новосибирской ГЭС. В
эксплуатацию ГЭС была принята 14 марта 1963
года.
27 апреля 1989 года в Бердском
горисполкоме было получено разрешение об
организации православной общины. Деньги
на оборудование временной церкви
собирали, что называется, всем миром. Дом,
в котором стали оборудовать церковь, до
сих пор находится на пересечении улиц
Кутузова и Маяковского. 1 августа 1989 года,
по благословению митрополита
Новосибирского и Барнаульского Гедеона,
благочинным церквей Новосибирской
области протоиереем Димитрием Будько (ныне
архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий
Софроний) была совершена первая служба.
Позднее по субботам и воскресеньям на
богослужения приезжали разные
священники из Вознесенского
кафедрального собора г. Новосибирска, а 1
октября 1989 года настоятелем Сретенского
храма был назначен священник Василий
Бирюков.
В апреле 1990 года
состоялась официальная регистрация
бердской общины. К празднику Пасхи этого
же года, организация «Гигант»,
находящаяся в городе Бердске, подарила
Сретенской церкви колокол, чудом
сохранившийся со старого Сретенского
храма. Первое богослужение в Сретенской
церкви было совершено 15 февраля 1990 года в
праздник Сретения Господня - престольный
праздник церкви. 7 июля 1992 года, на
праздник Рождества Иоанна Предтечи,
Преосвященнейшим Тихоном, епископом
Новосибирским и Барнаульским, было
совершено освящение закладного камня и
места для строительства нового храма,
ныне Преображенского кафедрального
собора. Собор строится по проекту
Новосибирского архитектора П.А.
Чернобровцева.
В конце августа 1998 года с уральских
заводов для Преображенского собора был
доставлен комплект колоколов. В
Преображенском соборе два престола:
нижний - освящен в начале января 1998 года
Преосвященнейшим Сергием, епископом
Новосибирским и Бердским в честь Трех
Святителей: Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста. Верхний
храм в честь Преображения Господня был
освящен Высокопреосвященнейшим Тихоном,
архиепископом Новосибирским и Бердским,
в праздник Входа Господня в Иерусалим 8
апреля 2001 года; с этого же времени в
верхнем храме совершаются богослужения.
Иконостас установили в праздник Входа
Господня в Иерусалим 28 апреля 2002 года. А 9
июля 2004 г. архиепископ Тихон совершил чин
великого освящения Бердского
Преображенского собора. На современном
этапе приход располагает Воскресной
школой, образованной в 1993 г. Учащиеся
Воскресной школы обучаются не только
Закону Божию, но и хоровому пению,
бисероплетению, вязанию на спицах и
крючком, шитью и многому другому.
В Воскресной
школе действует хоровой ансамбль под
руководством Т.Т. Голубевой, который в 2002
г. стал лауреатом Всесибирской духовной
выставки.
Но не только в Новосибирске можно
услышать хоровое пение учащихся. В
течение последних шести лет стали
традиционными выступления хорового
ансамбля с концертами перед жителями
Бердска в ДК «Радуга».
По благословению архиепископа Тихона в
2001 г. в образовательном центре «Пеликан»
был введен факультативный курс «Православная
культура России».
Ежегодно духовенством Бердска
проводятся крестные ходы на праздники
Крещения, Сретения, Преображения, Дни
Славянской письменности и культуры.
Особенно запоминающимся событием
является крестный ход «на Иордань», в
праздник Крещения Господня, на лед
Бердского залива. Это событие широко
освещается местными и новосибирскими СМИ,
т.к. всегда совершается при большом
стечении верующих.
Об истории и современной жизни
Православия в Бердске можно узнать на
интернет-сайте - http://berdsk.orthodoxy.ru.
Духовенство окормляет Бердский
пансионат ветеранов труда, при котором
создана часовня в честь иконы Божией
Матери «Казанская».
При Преображенском соборе проводятся
православные молодежные встречи, на
которых молодые люди могут пообщаться со
своими верующими сверстниками.
Святынями Преображенского храма
являются:
- Чтимая икона Божией Матери «Казанская»
- Чтимая икона Благовещения Пресвятой
Богородицы. Икона из старого,
разрушенного храма; подарена в 2001 году
- Храмовые иконы: Преображения Господня
и Трех Святителей
- Иконы Христа Спасителя, Пресвятой
Богородицы и Святителя Николая
Чудотворца, подаренные епископом
Новосибирским и Бердским Сергием.
Евгений Шабунин, референт
Издательского отдела Новосибирской
епархии
Сибирь православная май 2006
|