... ОНА СОШЛА С УМА, УВИДЕВ ПАДАЮЩИЙ КРЕСТ
Поговорим сегодня об истории храма. Точнее храмов, которых в жизни Бердска было не один и не два.
Та церковь, что вы видите на фотографии, была самой известной в истории старого Бердска. До нее в селе существовала деревянная, сгоревшая во время пожара в 1810-12 годах. Про нее известно лишь то, что простояла она в селе около 90 лет. А после уничтожения этой церкви огнем в начале 19 века в Бердском решено было построить новый храм, на этот раз каменный.
Как и положено, для строительства церкви выбрали возвышенность: чтобы строение было издали видно всем приезжим. Интересен факт: когда уже в современном Бердске искали место для храма, выбирать священнослужителям особо не приходилось; церковь можно было возвести лишь там, где еще остались незастроенные земли. И вот ведь удивительно: незастроенным оказался один из самых высоких «пятаков» в городе. Выше места расположения нынешней церкви находится сегодня только аэродром. Настоятель храма Преображения Господня отец Василий сказал: «Словно Господь берег это место для храма». К строителям же церкви во все времена священники предъявляли одни и те же требования: нельзя сквернословить, курить и употреблять спиртное там, где возводится храм. Но отыскать абсолютно непьющих строителей на Руси было проблемой в любое время...
Тот факт, что строилась старая бердская церковь на деньги меценатов-спонсоров, ни для кого не секрет. По воспоминаниям старожилов, в селе таковых набралось немного: купцы Палферов, три брата Маштаковых и знаменитый Владимир Горохов. Кстати, народная молва гласит, что именно он, Горохов, привез из Москвы как чертежи церкви, так и архитектора, ее построившего. Церковь возвели всего за год, каменный храм состоял из колокольни, средней и основной частей. Зимой ни средняя, ни основная части не отапливались: согреть такие большие помещения было слишком накладно, и службы шли в колокольне. А вот электричество в церкви появилось сравнительно рано: доподлинно известно, что еще в 20-е годы она освещалась электрическими люстрами.
Сведений об убранстве церкви сохранилось немного. Старожилы вспоминают три железных престола, покрытых золотом, огромную икону «Страшный суд», позолоченные кресты и необыкновенной изысканности венцы: в золотое кружево венцов были вплетены маленькие блестящие камешки, делавшие эти уборы поразительно красивыми.
Богатая Бердская церковь благополучно пережила революцию и существовала вплоть до 1938 года, пока не была закрыта. Много лет служившего в ней священника Сатирского еще в 20-х годах ложно обвинили в поджоге бердской ремесленной школы и расстреляли. О судьбе присланного после него священника не известно ничего, кроме того, что он также был подвергнут репрессиям. Но где и когда закончился его жизненный путь? В этот же период бердские власти начали активно следить за тем, чтобы приверженцев церкви в селе было как можно меньше. Когда юная прихожанка первоклашка Клава Бондарева стала пропускать школьные уроки, о прогулах быстро узнали родители. Стали выяснять, где же пропадает их чадо, и оказалось, что Клаве больше, чем сидеть в классе, нравилось бегать на службы в церковь: интересно, красиво, лики икон завораживают... По утрам она спешила из дома якобы в школу, а сама забрасывала портфель под крыльцо и уходила в церковь. Естественно, об этом узнала и учительница, и весь класс. Девочке объявили бойкот, месяц не пускали в школу, а потом и вовсе оставили в первом классе на второй год...
До 1940 года храм был просто закрыт, а после из него решили сделать сельский клуб. Для этого колокольню и среднюю часть церкви снесли, а с основной части убрали высокий крест. Ломали церковь силами самих же бердчан: по селу бросили клич, что тем, кто придет на разбор церкви, от государства будет по буханке хлеба на человека. В тот год с хлеом была напряженка, и таким образом власти рассчитывали простимулировать бердчан на участие в разборе церковных стен. Село в те дни раскололось на две части: одни за пай хлеба пошли разбивать церковные стены, другие же в черный для верующих день запирали себя и своих домашних в избах со словами: «Негоже вам смотреть, как храм ломают. Кто ослушается и выйдет за ворота, не сын мне больше и не дочь».
Это беспрецедентное событие в жизни села не обошлось без трагедии. По свидетельствам очевидцев, одна из прихожанок церкви, некая Шура Лоскутова, потеряла рассудок, когда с церковного купола сбрасывали крест и разбивали колокола... Не нужны были новому клубу и старинные церковные иконы: их попросту сожгли. Венцы и прочую церковную утварь конфисковали в пользу государства, и с тех пор они бесследно исчезли.
Вторично церковь подверглась разрушению в 1953 году, вместе с остальными каменными строениями Бердска, которые были затоплены водой рукотворного «Обского моря». Но до конца стереть с лица земли церковь не удалось: прочные стены не смогли полностью разобрать, они так и ушли под воду вместе с мраморным надгробием могилы Горохова. И даже через несколько лет после затопления те, кто подъезжал на лодках к месту, где стояла когда-то церковь, могли рассмотреть под водой остатки ее стен. С годами их все больше замывает водой и заносит илом.
А что сегодня? Могила Владимира Горохова, завещавшего похоронить себя при церкви, уже полвека находится под водой, как и церковные стены. О судьбе другого купца, Пал0ферова, силами которого также создавалась эта церковь, сегодня вообще ничего не известно. А вот дом Маштаковых до недавнего времени стоял и в современном Бердске. Да-да, не удивляйтесь, но деревянное здание ныне снесенной женской консультации и было когда-то домом купцов Маштаковых.
От церковных богатств, некогда поражавших воображение прихожан, нынче ничего не осталась. Вот разве что... люстра. Огромную хрустальную люстру, некогда освещавшую среднюю часть, из церкви унесли после ее закрытия. Но много лет спустя те из старожилов-бердчан, кто попадал в новосибирский Оперный, всегда гда поражались одному из светильников, украшающих театр: «Ну надо же, совсем как наша!». А может, и правда наша?
Теперь, спустя 52 года после того, как старая бердская церковь лишилась крестов и колокольни, в городе заканчивается возведение нового храма. Он совершенно не похож на ту церковь, что знал когда-то Бердск: архитектор Петр
Чернобровцев соединил в своем проекте черты многих храмов периода 17-18 веков. В итоге внешний облик церкви сочетает в себе черты московского и ярославского стилей. И в отличие от своей каменной предшественницы, строится она не год, а уже целых 10 лет: в 1993-94 годах ее возведение было попросту заморожено, но позже возобновилось.
Однако даже недостроенный, этот храм уже стал знаменит тем, что именно в нем в 2000 году был похоронен
Епископ Новосибирский и Бердский Сергий. «Я не знаю, где Господь призовет меня к себе; если здесь, в епархии, то хочу лежать до всеобщего Воскрешения в Бердске, у алтаря собора. Для меня это будет особой милостью Божией», - такими словами
Епископ сам выразил свое заветное желание.
Яна ЧЕРНЕНКО
Свидетель № 588 24 октября 2002 г.
|