История

      

                  Главная                                            Архив    

История Бердска 

В минувшем году г. Бердск отпраздновал 285-летие.

Сретение Господне - древний престольный праздник города Бердска, поскольку при самом основании Бердского острога был построен храм в честь этого Евангельского события. Возрожденный в 1990 году приход в г. Бердске был назван в память древнего храма - Сретенским.

А с 2001 года этим приходом издается газета "Бердск православный".

Серией публикаций из истории города мы надеемся закрепить за ней это имя. Предоставленные вниманию читателя очерки являются конспектом научных статей и публикаций, список которых, за экономией места, будет приведен в конце изложения.

Мы призываем всех любящих и изучающих историю нашего края, поделиться на страницах этой газеты историческими данными, воспоминаниями, фотографиями прошлых лет, любыми сведениями об истории города Бердска и Сретенского Храма.

Иерей Игорь Затолокин 

1716-2001

Ко времени прихода в Сибирь русских на территории нынешней Новосибирской области проживало не более 2,5 - 3 тыс. человек. Это были тюрко-язычные группы Барабинских татар и чатов. 

И барабинцы и чаты находились в зависимости от правителя Сибирского ханства: платили ему дань, поставляли воинов в ополчение. Однако, когда последнему хану Кучуму пришлось вступить в смертельную схватку с Ермаком, Барабинские князья не поддержали его, отказались воевать с казаками. 

Вообще отношение местного населения к султану - завоевателю было негативным. Показательно, что чаты после разгрома татарской рати под Чувашевым 26 октября 1581 г. поспешили отойти от Кучума, послали Ермаку подарки и заявили о своей готовности вступить с ним в союз. С этого времени, с 1582 г. начинается целенаправленое освоение Сибири русскими людьми. 

К концу XVI в. в новом крае были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Березов и др. Но избавиться от Кучума оказалось не так-то просто. Потеряв столицу Сибирского ханства, Кучум с остатками своей армии (в основном это были люди, пришедшие с ним из Средней Азии, а не коренные сибирские татары), бежал в верх-иртышские земли и отсюда продолжал борьбу с русскими. Он быстро привел к покорности барабинцев и чатов, совершал дерзкие набеги на русские пограничные селения, а также на татарские волости, признавшие власть Москвы. 

Окончательный разгром Кучума не привел, однако, к установлению спокойствия на южно-сибирских рубежах. Во-первых, в пограничной степи оставались его потомки. Царевичи - сыновья и внуки Кучума в течение всего XVII в. постоянно совершали набеги на русские селения. Во-вторых, в XVII в. в Прииртышье проникают с востока западно-монгольские племена: ойраты или черные калмыки. 

Первое время они вели себя достаточно лояльно, избегая вооруженных конфликтов с русскими и подвластным Москве татарским населением. Но с 1604 г. они начинают набеги на мирных жителей порубежных волостей и требуют от барабинцев уплаты дани и грабят их хозяйства. В ряде случаев, ойраты объединяются с кучумовичами. В-третьих, в Верхнее Приобье проникают с юга телеуты, или белые калмыки. 

В XVII в. они захватывают обширную территорию. Лишь к концу столетия северная их граница была отодвинута с реки Ини на реку Бердь. Хотя в 1609 г. телеуты номинально приняли подданство Москвы, нередкими становятся их набеги на подвластное России местное население. 

В 30-ых годах XVII в. ситуация осложнилась в связи с тем, что западные монголы объединились в единое государство - Джунгарию. Верховный правитель контайша - стал последовательно проводить в жизнь завоевательную политику, стремясь создать могущественную империю, включающую всю Монголию, Алтай, Казахстан и Среднюю Азию. С самого начала он претендовал на русских данников в Кузнецкой земле, на Алтае и Барабе. 

Не располагая в Сибири достаточными воинскими силами для противодействия контайше, Москва была вынуждена признать право джунгар на сбор ясака с жителей подвластных России порубежных волостей. Так сложилась система двоеданничества и двоеподданичества, просуществовавшая, в частности в Барабе, около ста лет. 

Из-за постоянной военной опасности территория нашей области в течение всего XVII в. оставалась вне основной зоны расселения русских. Переселенцы предпочитали более безопасные районы таежной зоны Сибири, богатые запасами мягкого золота - пушниной, хотя эти угодья не шли ни в какое сравнение с плодородными землями лесостепи и степи. Экспансия русских продолжалась на восток. 

В течение XVII в. огромнейший, слабо заселенный коренными жителями Сибирский край был пройден русскими встречь солнца до побережья Охотского моря и прочно закреплен в составе России. Северная и восточная границы Русского государства в пределах Сибири почти совпадали с естественными географическими границами северной части Азиатского материка. 

Постоянное русское население Приенисейского края даже в середине XVII в. едва достигало 1000 человек, большая часть которого проживала на севере края. На протяжении всего XVII в. Россия не имела достаточно военных сил в этом регионе Сибири для дальнейшего продвижения на юг. Правительству приходилось ограничиваться активной обороной, организуя на границе с немирными землицами цепочку укрепленных острогов-крепостей, которые постепенно продвигались к югу. XVIII в. ознаменовал собой новый этап в историческом развитии Сибири, в целом и Западной Сибири в частности. 

На рубеже XVII - XVIII в. начинается освоение южных районов Западной Сибири. Лесостепные районы становятся все более привлекательными для русских переселенцев. Во-первых, они более удобны в земледельческом отношении, земли здесь более плодородны. Кроме того, это и новые промысловые районы. Из-за сокращения численности зверя в районах первоначального освоения Сибири поступление пушнины в казну неуклонно сокращалось. 

Еще одной причиной, подтолкнувшей русских к верховьям Оби и на юг Западной Сибири, была острая потребность русского государства на рубеже XVII-XVIII в. в металлах, для удовлетворения своих финансовых и военных нужд. Изменилась и внешнеполитическая обстановка в Южной Сибири. Ослабевшая Джунгария не могла соперничать с Россией. Стремительное освоение русскими Верхнего Приобья в начале XVIII в. захватывает и долины рек Берди и Чулыма. 

В настоящее время мы имеем сведения об основании в XVII - XVIII вв. ряда поселений и их истории. Истории трех острогов - Умревинского, Чаусского и Бердского. Бердский острог. Бердский острог полностью размыт водами Новосибирского водохранилища. Остатки его - это небольшой сохранившийся участок вала и внутренней площадки, в настоящий момент находящихся на острове в Новосибирском водохранилище. 

По берегам Новосибирского водохранилища систематически разрушаются водами Оби старинные кладбища. В обрывах обнажаются могилы с колодами и гробами. Из них вываливаются плоскодонные горшки баночного типа. Немногочисленные археологические исследования в Новосибирском Приобье дают лишь незначительные сборы археологического материала на местах поселений и острогов, относящихся ко времени освоения русскими этого региона. 

Письменные источники по данной проблеме также скупо освещают начальный этап этого процесса. Материалы Бердского острога раннего времени, периода основания и первых двадцати лет существования, отсутствуют. Самые ранние материалы по истории острога относятся к концу 20-х годов XVIII в. и содержатся лишь в единичных экземплярах. Основная масса документов начинается с 30 - 40-х годов XVIII вв. Поэтому в вопросе основания Бердского острога мнения не всех исследователей сходятся. 

По описаниям Г.Ф. Миллера, относящимся к 1734 г., Бердский острог был построен в 1717 году по прошению многих новых переселенцев которые прибыли сюда до этого из различных мест, чтобы поселиться здесь, на Оби и Берди, надолго. От Кузнецка до этих мест по сухопутной дороге, которая, однако, проложена с некоторыми отклонениями, 380 верст. 

Соединение обеих рек, которые окружают острог с двух сторон, делает необходимым укрепление лишь одной трети его окружности, и стена, состоящая из бревен и кольев, проведена в виде дуги от Оби до Берди. За стеной есть еще ров с поставленными вокруг рогатками и надолбами. Жилые дома вместе с публичными зданиями: церковью Сретения Богородицы, домом приказчика, судной избой и амбарами все находятся внутри острога. Гарнизон состоит из беломестных казаков, которые из артиллерии имеют лишь одну трехфунтовую железную пушку. 

В документе, составленном в том же 1734 году в Кузнецкой воеводской канцелярии, сообщается: "Бердский острог построен в 1717 году по прошению в прошлом 1715 году в бытность в Кузнецке полковника и воеводы Бориса Синявина и по поданной челобитной пришлых разных городов людей для поселения жительства". Однако установлено, что острог на Берди существовал уже в 1716 году, сохранилась переписка приказчика острога Ивана Буткеева с кузнецким воеводой за 1716 год. 

Есть и другие подтверждающие факты. Так, в июне 1717 года жители Бердского острога "гулящие люди" Терентий Корякин, Никита Петухов, Нифонт Меднодеров, Никита Грязной и Иван Середка на допросе в Кузнецке показывали, что "в прошлом 1716 году в сентябре... без отпуску из Бердского острогу ездили они за реку Обь вниз по речке Карасук", с прошением о помощи и просьбой принять освоенный край и их в свое ведомство, обращаются бердские крестьяне к кузнецкому коменданту Борису Синявину. 

Не решаясь вообще отвергнуть свидетельство кузнецких канцеляристов, исследователи пошли на компромисс, признав 1717 год за время завершения на берегу Берди фортификационных работ, а закладку острога относят к 1716 году. Между тем правильнее считать, что в документе 1734 года допущена ошибка и дата 1717 года никакого отношения к Бердскому острогу не имеет. 

Сведений о том, что в 1717 году на берегу Берди еще продолжались строительные работы, в сохранившихся от этого времени источниках не приводится да и сам острог не называется в них новопостроенным (как это обычно бывало со вновь сооруженными крепостями). 

Немалый интерес представляет челобитная жителей Белоярской крепости от 15 февраля 1718 года (20-ти человек), направленная ими в Кузнецк, в которой, в частности, говорилось: 

В прошлых годех пришли мы из разных городов... в Бердской острог,., а в прошлом 1717 году по указу... построен вновь город Белоярской, и ныне мы в том городе живем и служим по тому городу службы... 

Отсюда, во-первых, опять-таки явствует, что к 1717 году острог на Берди уже существовал. Во-вторых, раз белоярцы, жившие до 1717 года в Бердском остроге, утверждают, что они пришли в тот острог в прошлых годех (а не в прошлом году), строительство его нельзя относить к 1716 году. Следовательно, можно утверждать, что закладка острога на Берди состоялась в первое десятилетие XVIII в. 

Так, в мае 1720 года били челом в Кузнецку в канцелярии коменданту Б. А. Синявину бердские жители Тимофей Фоминских з братом Григорьем. В прошлом де 1710 году, - заявили Фоминские, - пришли они из русских поморских городов Кузнецкого ведомства в Бердский острог и жили в том остроге по вышеозначенной 1720 год майя по 1-е число . 

Вряд ли память изменила братьям. Значит, к 1710 году Бердский острог уже существовал. Вместе с тем, в Чертежной книге Сибири С. У Ремезова, работа над которой была завершена в 1701 году, этот острог не упоминается. 

Таким образом, как считает Н.А.Миненко, границы возникновения острога в пределах десятилетия обозначаются вполне отчетливо. 

Подобной точки зрения придерживается и К. Щ. Зайцев, согласно его исследованиям в месте впадения Берди в Обь существовала старая татарская переправа, через которую шла ясачная дорога в столицу Сибирского ханства из Приобских улусов сына Кучума царевича Берды. 

В этом месте в 1652 году кузнецкими служилыми людьми было основано Бердское поселение. Пусть в Чертежной книге С.У. Ремезова никакого Бердского поселения не значится, оно могло быть уничтожено кочевниками раньше, ведь место это в XVII в, было неспокойно. Опираясь на все вышеизложенные свидетельства можно говорить о том, что Бердский острог действительно возник на месте уже существовавшего поселения. 

Вполне возможно, что поиск новых документов, касающихся основания Бердского поселения и строительства острога, внесет большую ясность, но пока в литературе о поселении почти ничего не говорится, а историю Бердска считают со времени закладки острога с 1716 г., а к 1717г. относят окончание работ. Само место основания острога было выгодно в географическом плане. Острог располагался на левом берегу р. Бердь при впадении последней в Обь на достаточно высоком береговом выступе, с которого хорошо просматривалось не только все устье Берди, но и долина реки Обь. 

Холм, на котором был возведен острог, господствовал над всей местностью, подтверждением этого является то, что после затопления в Новосибирском водохранилище часть этого холма превратилась в остров, а не была затоплена. Хотя глубина в этом месте, пожалуй, самая большая. Чертежей Бердского острога не сохранилось, как и не сохранилось его детальных описаний. Поэтому установить более-менее точно его конструкцию на данном этапе невозможно. Хотя поиск таких документов в архивах до сих пор актуален. 

Судя по описанию, составленному Миллером, планировка острога отличалась от предыдущих острогов, где слобода была вынесена за стены укреплений. 

Интересно отметить, что в ранних документах употребляются два близких названия одного и того же острога: Бердский и Бердевский. Показательно, что если в отписках приказчика острог именовался Бердевским, то в указах из Кузнецка -только Бердским. Позднее слово Бердевский вообще исчезает из переписки. 

Можно предполагать, что название это более раннее и что оно имело хождение среди первопоселенцев острога. Свое же название острог, как и город Бердск, получил от названия реки Бердь, у устья которой был расположен. 

Ранее Бердь была правым притоком Оби. Сейчас она впадает в Обское море. Свое начало она берет на склонах Салаирского кряжа. Длина ее около 270 км. Название реки не имеет пока убедительного объяснения. Вся местность по берегам реки Берди до прихода русских принадлежала сыну татарского хана Кучума, которого Миллер называл Царевичем Берди. Отписка тобольского воеводы Семена Сабурова... от 1601 года гласит:

 ...Отпустили, господине, мы к царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси к Москве сибирского царевича, Кучумова сына, Берди Мурата... .

Можно было бы предположить, что Бердь названа от собственного имени царевича, но скорее всего, этот сын был назван просто именем Мурат. А он будучи царевичем Берди, взимал ясак (пошлину) с подвластных ему окрестностей Берди. 

Возможно, слово Бердь происходит от татарского слова бирду, означающего отдал, подарил. Таким образом, свои владения по реке Мурат получил в подарок от отца. Есть вариант объяснения названия реки от татарского слова бердэш, что означает единство, сплоченность ... До 1717 года Бердский острог находился под началом томских воевод, в томскую казну поступал оброк, собираемый от первопоселенцев. 

Опираясь на данные ГААК и РГАДА, Ю.С. Булыгин приводит интересные сведения заселении этих мест. Так, косвенная дата существования в низовьях р. Бердь деревни Морозовой встречается в документе за 1748 г., в котором сообщается о приходе в эту деревню крестьянина Тимофея Хрусталева сорок лет назад, т.е. в 1708 г. 

Другой документ - прошение 1779 года крестьян Д. Морозова, С. Чуркина с товарищами. В нем показано, что деды их поселились в этой деревне 70 лет назад, т.е. в 1709 г. По вопросам заселения бассейна реки Бердь столкнулись административные интересы Томска и Кузнецка. 

Томские власти считали заселение маложелательным из-за большой удаленности и затрудненного контроля. Кузнецкие же, наоборот, были заинтересованы в освоении новых мест для расширения границ уезда. В бассейне р. Бердь оседали самовольные переселенцы пришлые и гулящие люди. 

Военная опасность от набега кочевников и пушной промысел заставляли вооружаться. Томские власти считали это нежелательным и поэтому в 1715 г. по приказу Томской канцелярии на Бердь отправляются дети боярские Федор и Дмитрий Лавреньтъевы, Чаусский приказчик Иван Цыдурин со служилыми людьми. Они отобрали у бердских поселенцев 23 винтовки и увезли в Томск.

 

Иерей Игорь Затолокин. 

Бердск православный №№ 14, 15, 16. Газета Сретенского храма города Бердска.

(Продолжение следует)

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: