Газета Бердск православный
    Содержание                                 Главная                         Архив новостей

 

 

 

ХРИСТОС ВОСКРЕС!  ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

СЛОВО ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ

во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения

(Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого).

Кто благочестив и боголюбив, тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, тот пусть войдет радуясь в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, тот получит ныне динарий. Если кто от первого часа работал, пусть приимет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается — ибо никак не будет отвергнут. Кто опоздал к девятому часу, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто достиг одиннадцатого часа, да не устрашится промедления любвеобилен Владыка — и принимает последнего как первого: упокоивает пришедшего в одиннадцатый час также как и делавшего с первого часа. И последнего милует и первому угождает, и тому дает, и этому преподносит, и дела принимает и намерения приветствует, и делания почитает и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего и одни и другие принимайте награду. Богатые и убогие, ликуйте друг у друга. Воздержанники и ленивые почтите этот день.

Постившиеся и не постившиеся — возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, все наслаждайтесь. Телец упитан, да никто не выйдет голодным. Все насладитесь пира веры принимайте все богатства благости. Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Угасил ее, Держимый ею. Пленил ад Сошедый во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это, Исаия возопил: ад, говорит, огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, потому что был осмеян; огорчился, потому что был умерщвлен; огорчился, потому что был низложен; огорчился, потому что был связан. Принял тело — и коснулся Бога, принял землю и встретил небо: принял, что видел и попался в том, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос — и ты низвергся. Воскрес Христос — и пали демоны. Воскрес Христос — и радуются ангелы. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и ни одного мертвеца в гробу: ибо Христос восстал из мертвых. — Первенец из усопших. Ему слава и держава во веки веков.

Аминь.


ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 

Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Архиепископа Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству, и благочестивым мирянам, Новосибирской и Бердской епархии 2002 г. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Воистину для христианина нет большей радости, чем та, которая была дарована всему человечеству в светозарную и спасительную ночь Воскресения Христова. Христос Воскрес  и смерть побеждена! Христос Воскрес  и человек усыновлен! Христос Воскрес  и торжествует Жизнь! Христос Воскрес и в Нем воскреснем мы! Его Воскресение  это наша надежда, это пир веры и любви, это залог всеобщего воскресения, жизни будущей и вечной.

Светлой радугой над потопом ненависти и страданий сияет человечеству Воскресение Христово. На земле не было и не будет события величественней и прекрасней. Пасхальная радость обнимает всю вселенную, все времена, все поколения людей. Вера верящих, надежда надеющихся, правда праведных, любовь любящих  все это совместилось в одном ликующем возгласе:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими краткими словами дан ответ на все вопросы мудрецов о смысле нашей жизни. Воскрес Спаситель  и людям открылся путь к счастливому бессмертию, к воскресению в любви Божией.

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь... Господь близко (Флп. 4,4  5),  эти слова трепетно откликаются ныне в сердце каждого верующего. Радуйтесь! Христос победил смерть, и «жизнь жительствует». Не прах земных удовольствий, а вечное счастье примите из рук Спасителя, да согреет оно наши души, оледеневшие среди мирской суеты и печали. Воскресением Христовым ярко зажжен путеводный маяк, предвещающий нам радостную пристань после бурь житейского плавания.

Возлюбленные во Христе Воскресшем отцы, братья и сестры! В тихом величии идет к нам сейчас Воскресший Спаситель, протягивая нам пробитые гвоздями руки. Чего же хочет, чего ждет от нас Господь? Любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15,12), вот святая Его заповедь.

Воскресение в любви Божией  такова цель, таков высший смысл человеческой жизни. Но не достигнем мы светлой этой цели, если не научимся прощать и всем сердцем любить ближних наших, ради которых пришел на землю, страдал, умер и воскрес Спаситель. Мы объединены Жертвенной любовью Его, чудом Воскресения, дивной Пасхальной радостью.

Так утешим же друг друга делами милосердия, словами доброты, теплотою живого чувства. Пусть от Солнца Правды  Воскресшего Христа затеплятся в наших сердцах лампады всепрощения и любви, разливая благодатный свет вокруг нас.

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

23 и 24 мая, в дни когда к пасхальному ликованию Церковь присоединяет и торжественное прославление святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, в Новосибирске пройдет Всероссийское празднование Дней славянской письменности и культуры.

Основание величественному зданию славянской письменности и культуры было положено евангельской проповедью и научным подвигом святых братьев Кирилла и Мефодия  родоначальников православного просвещения славянских народов. Мы, славяне, счастливы, что знаем имена своих первоучителей  тех, кто создавал для славян азбуку, написал первые книги на славянском языке, положил начало школьному обучению и книжному богатству славян.

День славянской письменности и культуры  это прежде всего православный праздник во славу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, праздник в честь созданной ими славянской азбуки и письменности, праздник славянской школы и науки.

Получившие блестящее образование, усвоившие эллинскую премудрость и укорененные в глубочайшей многовековой православной традиции Византии святые братья совершили великое дело приобщения славян к вселенскому Православию и мировой культуре.

Самая значительная часть духовного, научного, литературного и философского наследия святых Кирилла и Мефодия  это переводы. Письменные исторические источники свидетельствуют, что переводческий труд Константина Философа начался с Евангелия от Иоанна. Первыми словами, начертанными славянскими письменами, были начальные слова Евангелия, которое читается в эту светлую и радостную пасхальную ночь: «Искони бе Слово»  «В начале было Слово» (Ин. 1.1). Евангелие от Иоанна выделяется из числа всех других библейских книг изобилием религиознофилософских понятий. Через церковнославянский перевод этого Евангелия и других текстов, совершенный святыми Кириллом и Мефодием, благодаря исключительно плодотворному терминотворчеству первоучителей славян, появилась основная часть самых важных терминов и понятий славянской филологии и философии.

Величайшая заслуга святых Кирилла и Мефодия перед славянским миром состояла в том, что они всюду старались оставлять своих учеников  продолжателей дела евангельской проповеди среди славянских народов. Их ученики просвещали славян в Моравии и Панонии, а уже через следующее звено преемников кирилломефодиевские книжные традиции достигли южной Польши, Словении, Хорватии и Болгарии.

Именно из Болгарии, после Крещения Руси, при святом равноапостольном князе Владимире, пришли на Русь многие священники, говорившие и совершавшие богослужение на языке наших далеких предков, принесшие им первые славянские церковные книги.

Уже в начале этого года в Новосибирской области началась подготовка к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Новосибирской епархией, совместно с областной и районными администарциями, представителями общественности, деятелями культуры и

науки были проведены выставки и концерты, устраивались лекции и беседы, проводились праздничные богослужения во всех благочиннических округах епархии.

В Новосибирске успешно прошли: межвузовская научная конференция, собеседования ученых, преподавателей и писателей, тематические уроки во многих школах, училищах и техникумах, концерты церковных и светских коллективов.

Наше предстоящее празднование Дней славянской письменности и культуры намерен почтить своим визитом и разделить с нами радость о Христе Воскресшем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вместе со Святейшим Патриархом мы будем рады встретить в Новосибирске многих других иерархов Русской ПравославнойЦеркви и гостей из Москвы и других епархий.

Предстоящий визит Святейшего Патриарха в Новосибирск уже второй в истории Новосибирской епархии. С радостью встречали сибиряки Святейшего Патриарха в мае 1991 года. Освящение АлександроНевского собора, торжественные богослужения в Новосибирске, Барнауле, Томске, Бийске, встреча с научной общественностью Академгородка,  вот далеко не полный перечень деяний Патриарха Алексия в Сибири.

Часто вспоминаю этот первый визит Святейшего Патриарха, и вообще начало 90х годов, совпавшие с первым периодом моего архиерейского служения в Новосибирске. Тысячи людей тогда приняли Святое Крещение, открывались новые приходы, началось активное храмостроительство, начали свою деятельность приходские школы для детей и взрослых, православные гимназии. Духовная семинария в Томске и Богословский институт в Новосибирске. Аналогичные процессы происходили и в других епархиях Русской Церкви. И это время по праву было образно названо «вторым Крещением Руси».

Но мы знаем, что для спасения человека, для жизни во Христе, недостаточно только крещения. Необходимо, чтобы человек воцерковился. В глубоком воцерковлении нуждается и наша Родина. Необходимо воцерковление всех сторон жизни общества. Если мы хотим, чтобы у нашего народа и страны было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жили наши предки тысячу лет, усвоить душой высокие христианские идеалы добра, красоты, любви к людям, Церкви и Отечеству, нестяжания, самоотречения, подвижничества.

Именно такому воцерковлению должно послужить предстоящее празднование Дней славянской письменности и культуры.

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

В воскресении Спасителя  наше с вами воскресение. Чем, как не сиянием Святой Пасхи, рассеем мы туман житейских печалей и дым суетных забот? Когда, как не в светозарный этот день, послужим мы друг другу братским утешением и радованием, раскроемся сердцами к ближним и Господу? Весь мир ныне сверкает дивным торжеством, во всех концах земли единодушно ликует множество православных, воспевая Воскресение Христово. Так да пробудимся и мы к счастью жизни во Христе Иисусе, сладчайшем Господе нашем!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! 

АРХИЕПИСКОП НОВОСИБИРСКИЙ И БЕРДСКИЙ  Пасха Христова 2002 год г. Новосибирск


Календарь


5 ПАСХА. Светлое Христово Воскресение

6 Вмч. Георгия Победоносца

7 Иверской иконы Божией Матери

14  Радоница. Поминовение усопших

22  Святителя Николая Чудотворца

24  Мефодия и Кирилла, учителей Словенских


 

ПАСХА — это, пожалуй, самый главный, самый светлый христианский праздник. С ним связано одно из ярких воспоминаний о годах детства, прошедших в деревенской патриархальной обстановке.

 

Утренний колокольный звон, куличи и разноцветные яйца, горящие свечи в храме и светящиеся глаза у прихожан, торжественные песнопения церковного хора, прославляющие Спасителя, торжественное «Христос воскресе!» и радостное: «Воистину воскресе!»  все это неповторимое праздничновозвышенное настроение. Апофеозом праздника был крестный ход в полночь. И дай Бог, чтобы эти обрядовые церковные традиции были сохранены нашими потомками. Надеюсь, эти пасхальные стихи найдут добрый отклик в твоей душе, мой соотечественник!

В день праздника святого  Пасхи

Снимите лжи пророков маски.

Откройте души и сердца

Благословению Отца.

Тебя молю, России сын:

Не опозорь своих седин,

Из мук тернового венца.

За Веру, Родину, Отца.

Тебя молю, России дочь

Духовность обрести помочь,

Чтобы воскресла в людях вновь

Надежда, Вера и Любовь.

Тебя молю христианин

Ведь ты России гражданин:

Храни отцов святых заветы

И предков мудрые советы.

А я молитвой помогу,

Свечу за здравие зажгу

И в храме крикну до небес:

Спаси Господь! Христос воскрес!

В. Д. Горченков


 

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и в воспоминание славного воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенченного тернием креста как знамения победы Христа над смертью или с изображением Воскресения Христова. Просфора (греч. приношение) — в первые века христианства так назывались приношения христиан в общину, часть которых использовалась для причащения, а остатки для «вечери любви», устраивавшейся после литургии. Позже просфорой в православных церквах стали называть небольшие круглые булочки, выпекаемые из квасного пшеничного теста, употребляемые для причащения.

Самое слово «артос» — греческое, в переводе на русский оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкши вкушать трапезу вместе с воскресшим Господом, по вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова:

«Аз с нами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях, но не могли видеть Его плотскими очами. Естественным выражением этой пламенной веры учеников своему Учителю и желания иметь постоянное напоминание о Его пребывании с ними было то, что, приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе!». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они по возможности старались соблюдать этот обычай. Что принято первыми учениками Евангелия из уст апостольских и совершалось ими ежедневно, то отцы Церкви последующих веков применили к празднику Воскресения Христова, чтобы навсегда сохранить в Церкви обычай апостольский. Так действительно сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени.


 БЕРДСК. ИСТОРИЯ ГОРОДА

Иерей Игорь Затолокин

(Продолжение. Начало см. № 14, 15)

Так, в мае 1720 года «били челом в Кузнецку в канцелярии» коменданту Б. А. Синявину «бердские жители Тимофей Фоминских з братом Григорьем». «В прошлом де 1710 году, - заявили Фоминские, - пришли они из русских поморских городов Кузнецкого ведомства в Бердский острог и жили в том остроге по вышеозначенной 1720 год майя по 1-е число...». Вряд ли память изменила братьям. Значит, к 1710 году Бердский острог уже существовал. Вместе с тем, в «Чертежной книге Сибири» С. У. Ремезова, работа над которой была завершена в 1701 году, этот острог не упоминается. Таким образом, как считает Н.А.Миненко, границы возникновения острога в пределах десятилетия обозначаются вполне отчетливо.

Подобной точки зрения придерживается и К. П. Зайцев, согласно его исследованиям в месте впадения Берди в Обь существовала старая татарская переправа, через которую шла ясачная дорога в столицу Сибирского ханства из Приобских улусов сына Кучума царевича Берды. В этом месте в 1652 году кузнецкими служилыми людьми было основано Бердское поселение. Пусть в Чертежной книге С.У. Ремезова никакого Бердского поселения не значится, оно могло быть уничтожено кочевниками раньше, ведь место это в XVII в. было неспокойно.

Опираясь на все вышеизложенные свидетельства можно говорить о том, что Бердский острог действительно возник на месте уже существовавшего поселения. Вполне возможно, что поиск новых документов, касающихся основания Бердского поселения и строительства острога, внесет большую ясность, но пока в литературе о поселении почти ничего не говорится, а историю Бердска считают со времени закладки острога с 1716 г., а к 1717г. относят окончание работ.

Место основания острога было выгодно в географическом плане. Острог располагался на левом берегу р. Бердь при впадении последней в Обь на достаточно высоком береговом выступе, с которого хорошо просматривалось не только все устье Берди, но и долина реки Обь. Холм, на котором был возведен острог, господствовал над всей местностью, подтверждением этого является то, что после затопления в Новосибирском водохранилище часть этого холма превратилась в остров, а не была затоплена. Хотя глубина в этом месте, пожалуй, самая большая.

Чертежей Бердского острога не сохранилось, как и не сохранилось его детальных описаний. Поэтому установить болееменее точно его конструкцию на данном этапе невозможно. Хотя поиск таких документов в архивах до сих пор актуален. Судя по описанию, составленному Миллером, планировка острога отличалась от предыдущих острогов, где слобода была вынесена за стены укреплений.

Интересно отметить, что в ранних документах употребляются два близких названия одного и того же острога: «Бердский» и «Бердевский». Показательно, что если в отписках приказчика острог именовался «Бердевским», то в указах из Кузнецка  только «Бердским». Позднее слово «Бердевский» вообще исчезает из переписки. Можно предполагать, что название это более раннее и что оно имело хождение среди первопоселенцев острога.

Свое же название острог, как и город Бердск, получил от названия реки Бердь, у устья которой был расположен. Ранее Бердь была правым притоком Оби. Сейчас она впадает в Обское море. Свое начало она берет на склонах Салаирского кряжа. Длина ее около 270 км. Название реки не имеет пока убедительного объяснения. Вся местность по берегам реки Берди до прихода русских принадлежала сыну татарского хана Кучума, которого Миллер называл «Царевичем Берди». «Отписка тобольского воеводы Семена Сабурова…» от 1601 года гласит: «…Отпустили, господине, мы к царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси к Москве сибирского царевича, Кучумова сына, Берди Мурата…». Можно было бы предположить, что Бердь названа от собственного имени царевича, но, скорее всего, этот сын был назван просто именем Мурат. А будучи царевичем Берди, взимал ясак (пошлину) с подвластных ему окрестностей Берди. Возможно, слово Бердь происходит от татарского слова «бирду», означающего «отдал, подарил». Таким образом, свои владения по реке Мурат получил в подарок от отца. Есть вариант объяснения названия реки от татарского слова «бердэш», что означает «единство, сплоченность».

До 1717 года Бердский острог находился под началом томских воевод, в томскую казну поступал оброк, собираемый от первопоселенцев. Опираясь на данные ГААК и РГАДА, Ю.С. Булыгин приводит интересные сведения о заселении этих мест. Так, косвенная дата существования в низовьях р. Бердь деревни Морозовой встречается в документе за 1748 г., в котором сообщается о приходе в эту деревню крестьянина Тимофея Хрусталева 40 лет назад, т.е. в 1708 г. Другой документ  прошение 1779 г. крестьян Д. Морозова, С. Чуркина с товарищами. В нем показано, что деды их поселились в этой деревне 70 лет назад, т.е. в 1709 г.

По вопросам заселения бассейна реки Бердь столкнулись административные интересы Томска и Кузнецка. Томские власти считали заселение маложелательным изза большой удаленности и затрудненного контроля. Кузнецкие же, наоборот, были заинтересованы в освоении новых мест для расширения границ уезда. В бассейне р. Бердь оседали самовольные переселенцы «пришлые и гулящие люди». Военная опасность от набега кочевников и пушной промысел заставляли вооружаться. Томские власти считали это нежелательным и поэтому в 1715 г. по приказу Томской канцелярии на Бердь отправляются дети боярские Федор и Дмитрий Лавреньтьевы, Чаусский приказчик Иван Цыдурин со служилыми людьми. Они отобрали у бердских поселенцев 23 винтовки и увезли в Томск.

(Продолжение следует)

Дорогие братья и сестры во Христе! Мы призываем всех любящих и изучающих историю нашего края, поделиться на страницах этой газеты  историческими данными, воспоминаниями, фотографиями прошлых лет, любыми сведениями об истории города Бердска и Сретенского храма.


ПАСХА В ГУЛАГЕ

 

Из книги «Старец Иеромонах Серафим Вырицкий»

Духовник последнего императора, протоиерей Алексий Габардин был одним из близких духовных чад старца Серафима Вырицкого. После революции с благословения старца о.Алексий остался в России и прошел весь крестный путь русского духовенства. В 1948 году он получил, как предсказал о.Серафим  «архиерейскую почесть»  25 лет лагерей.

 

НАСТУПИЛ 1953 ГОД  ГОД СМЕРТИ СТАЛИНА. ВЕРУЮЩИМ РАЗРЕШИЛИ ОТКРЫТО МОЛИТЬСЯ. В ЛАГЕРЕ БЫЛ АНТИМИНС, НА ПРАЗДНИКИ СЛУЖИЛИ, СОБИРАЛИСЬ, ПЕЛИ КАНОНЫ, АКАФИСТЫ. ВСЕ ЖДАЛИ ПЕРЕМЕН, АМНИСТИИ, ЗНАЯ, ЧТО НАЧАЛСЯ ПЕРЕСМОТР ДЕЛ.

 

Но свобода никак не приходила. И вот приблизился праздник Пасхи 1955 года. Отец Алексий благословил приготовить все необходимое к торжественному служению, весь лагерь пришел в движение: шили ризы, вытачивали из дерева сосуды для богослужения. Накануне Пасхи начальник лагеря вызвал отца Алексия и спросил, почему заключенные так возбуждены. Тот успокоил его, сказав, что никаких возмущений не будет и быть не может,  сегодня наступает Великий Праздник Пасхи. 

Перед началом пасхальной службы освятили престол  и вдруг все чудесно изменилось: появились 40 священников в белых ризах, сшитых из простыней и покрывал. В половине двенадцатого ночи хор запел ирмос канона «Волною морскою». Тогда явилось знамение  по Байкалу прошла огромная волна, ударила с шумом о берег, окатив водою всех собравшихся под открытым небом встречать Пасху  и откатилась, затихая. 

Вдруг зажглись тысячи лучин  все пространство озарилось огнями. Ровно в 12 часов ночи священство и весь народ запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»,  тысячи голосов подхватили пасхальное песнопение. Оно разносилось над лесом, над водами Байкала, поднималось к небу. Многие молились со слезами  и заключенные, и солдаты, и даже лагерное начальство. 

Отец Алексий первым воскликнул: Христос воскресе Воистину воскресе ответили 20 тысяч голосов, эхо понеслось в тайгу, и все леса, облака, воды  вся природа откликнулась на этот призыв. В воздух поднялись тысячи птиц. Они летали над лагерем, ликовали, будто радовались вместе с людьми.

Началась литургия  служили 40 священников, было приготовлено 40 деревянных чаш, и все 20 тысяч заключенных причащались. Все христосовались друг с другом. Отец Алексий громко прочел огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, священники вышли с крестами, и все прикладывались ко кресту. Такое чудо сотворил Господь на берегах Байкала  не было, наверное, такой Пасхи нигде на земле. После службы начали разговляться  были даже яйца, куличи и пасхи. 

Начальник лагеря был поражен  откуда все это появилось! Он спросил у отца Алексия, сколько дней празднуется Пасха, и, узнав, попросил объявить, что три дня все могут на работу не выходить  видимо, благодать Божия и радость пасхальная коснулись сердца начальника. Один из заключенных, в прошлом корреспондент, побывавший во многих странах, сказал отцу Алексию: «Я был на праздновании Пасхи в Иерусалиме, в Константинополе, в других благословенных местах, но такой благодати, как сегодня, не ощущал нигде и никогда».