Радуйся, Благодатная,
Господь с Тобою!
Между
Благовещением и Рождеством Христовым —
девять месяцев, то есть срок вынашивания
ребенка. Название праздника
Благовещение передает главный смысл его:
возвещение Деве Марии благой вести о
зачатии и о рождении Ею Богомладенца
Христа. Произошло это так.
Когда исполнился срок и
настало время избавления человечества от
проклятия смерти с пришествием в мир
Спасителя, нужно было, чтобы нашлась
чистая и непорочная дева, достойная
послужить воплощению Бога. И она нашлась,
чистейшая и непорочнейшая, более всех
людей преуспевшая в благочестии, более
святая, чем любая святыня, Пречистая и
Преблагословенная Дева Мария, Дочь
царского и архиерейского рода, Дитя
святых праведных Иоакима и Анны. Она
явилась плодом их молитв и постов, всей их
благочестивой жизни.
Придя в храм Господень в
трехлетнем возрасте, Пречистая Дева жила
там около двенадцати лет, проводя время в
молитвах и рукоделии. Когда Марии
исполнилось четырнадцать лет, на
двенадцатом году Ее жизни при храме,
архиерей и священники сказали Ей, что по
законному обычаю настала пора
переселиться домой и выбрать Себе мужа.
Она ответила, что дала обет посвятить
Себя одному Богу и потому не хочет
вступать ни с кем в брак. Священники были
удивлены необычностью обета, так как до
того времени не встречали подобной
девицы.
Они не хотели оставлять Ее при
храме, потому что это было против обычая,
но в то же время не осмеливались
настаивать на замужестве посвятившей
Себя Самому Богу. Они долго недоумевали,
размышляя над тем, как устроить Ее жизнь и
не прогневить Бога. Священники считали
одинаково грешным и принуждать Ее к браку,
потому что Она посвятила Себя Богу, и
оставить Ее при храме.
Они пришли к ковчегу завета,
прилежно помолились и получили от
Господа такой ответ: надо найти Деве
Марии благочестивого мужа, который под
видом супружества хранил бы Ее чистоту.
Избрать этого мужа надо было из дома и
племени Давидова на чьем жезле
расцветут цветы после того, как жезл
положат на алтарь, тому и поручат Деву
Марию.
Как раз в то время настал
праздник Освящения. В храм из окрестных
селений собралось множество народа,
пришли и мужчины из рода Давидова.
Великий Захария, отец Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна, собрал
двенадцать человек, не имеющих жен, среди
них был и святой Иосиф, праведник
преклонных лет. Захария взял двенадцать
жезлов и положил на алтарь, молясь так: «Господи
Боже, покажи мужа, который был бы достоин
обручиться с Девой Марией!». Затем все
ушли, оставив жезлы на ночь.Утром все
увидели, что жезл Иосифа расцвел, а на нем
сидела голубка. Так все поняли, что Бог
избрал для Марии Иосифа. Они обручились,
но Иосиф был только мнимым мужем, храня
целомудрие и чистоту Марии.
Перейдя из храма в дом к Иосифу,
Пресвятая Дева не изменила образа жизни.
Она попрежнему молилась, изучала
Священное Писание и занималась обычным
женским рукоделием. Она жила здесь в
уединении, разговаривая только со своими
домашними, то есть с Иосифом и его двумя дочерями, так как
Иосиф был вдовцом.
Наконец настало время,
предсказанное Пресвятой Деве, время,
которого ожидало все человечество
тысячелетиями со дня грехопадения первых
людей. Бог послал одного из небесных
духов, ближе всех стоящих к Его престолу,
архангела Гавриила, с вестью о таинстве,
недоступном уму. Архангел Гавриил должен
был благовестить Деве о чудесном зачатии
в Ней Сына Божия, идущего в мир для
спасения людей.
В Евангелии об этом говорится
так: «В шестой же месяц послан был Ангел
Гавриил от Бога в город Галилейский,
называемый Назарет». Это был шестой месяц
со дня зачатия Предтечи и Крестителя
Господня Иоанна, которое предсказал его
отцу Захарии тот же архангел Гавриил.
Галилея, где находился Назарет,
была тогда в основном языческой
местностью, ее грешные и неверующие
жители презирались израильтянами,
Назарет считался настолько ничтожным
городком, что о нем говорили: «Из Назарета
может ли быть что доброе?».
Но Господь захотел родиться не
в славном Иерусалиме, не в стране
Иудейской, а в «Галилее языческой», в
убогом Назарете, чтобы показать, что
пришел на землю ради грешников и отверг
земную гордость и превозношение.
Архангел Гавриил вошел в дом,
подойдя к внутренним комнатам, где жила
Дева, проник внутрь и начал кротким
голосом говорить Ей: «Радуйся,
Благодатная, Господь с Тобою!
Благословенна Ты среди жен. Тот, Кто был
прежде Тебя, теперь с Тобой, и скоро от
Тебя родится. Тот, Кто существовал прежде
вечности, теперь покоряется времени».
Услышав приветствие, Дева
смутилась, но не испугалась. Дружеское
общение с ангелами вошло у Нее в привычку
еще во время жизни при храме.
Но ангел сказал Ей: «Не бойся!
Не думай больше о Деве, которую
предсказал Исайя, и не сомневайся: Ты и
есть Та Самая Дева. Ты обрела благодать
Божию всей Своей жизнью, полной добрых
дел, но более всего тремя из них. Вопервых,
смирением, потому что смиренным дает Бог
Свою благодать. Вовторых, чистотой Своей,
потому что Чистейший по Своей природе Бог
хочет родиться от Чистой и Пречистой Девы.
И, наконец, своей пламенной любовью к Нему,
потому что Господь любит любящих Его и
ищущим Его дает благодать.
Ты родишь Сына и дашь Ему имя
Иисус, и Он спасет весь мир и будет царем
более славным, чем праотец Давид и все
прежние цари. И царство Его будет вечным.Сила
Вышнего осенит Тебя, Святой Дух устроит в
Тебе Тело бесплотному Сыну Божию. Господь
пройдет через Тебя, как солнечный луч
проходит через стекло или кристалл,
освящая и просвещая Тебя Своей
Божественной славой. Ты станешь Матерью
Божией, родившей Сына, совершенного Бога
и совершенного Человека, но останешься
Девой и до рождества, и во время него, и
после.
И вот Тебе знамение, что все это
Бог может сотворить: Твоя родственница
Елизавета, бывшая бесплодной, и теперь
уже состарившаяся, скоро родит сына.
Людям это казалось невозможным, но так
угодно Богу, по Его воле рождает
состарившаяся бесплодная женщина, родишь
и Ты, Дева».
Услышав это от ангела,
Пречистая Мария с глубоким смирением
склонилась перед Господом и ответила: «Се,
раба Господня; да будет Мне по слову
твоему.»
И в то же время действием
Святого Духа в Ней таинственно произошло
зачатие Богомладенца.
Архангел Гавриил, совершив все,
что Ему повелел Господь, благоговейно
поклонился Матери Его и отошел к престолу
Вседержителя, прославляя со всеми
небесными силами великое таинство
воплощения Божия.
Тропарь, глас 4й:
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление: Сын Божий
Сын Девы бывает, и Гавриил благодать
благовествует. Темже и мы с ним
Богородице возопиим: радуйся,
Благодатная, Господь с Тобою.
На стене одного из
храмов маленького древнего монастыря в
Иерусалиме мы видели священную картину
Страшного Суда. На этой картине
Божественный Судия Господь Иисус
Христос изображен дважды, как это
бывает на наших древнерусских иконах
Тайной Вечери, на которых в одном
изображении Спаситель подает св. хлеб
группе учеников, а в другом св. Чашу
остальным апостолам. На иерусалимской
иконе Страшного Суда Господь Иисус
Христос взирает направо на тех, к кому
обращен Его голос: «Приидите,
Благословенные отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания
мира» (Мф. 25,34). Его божественное Лицо
сияет лаской и любовью, обе руки
простерты вперед, как бы с желанием
обнять тех, кто стоит перед Ним.
Изливается Божия любовь. Другая фигура
Спасителя обращена к тем, кто стоит
налево и слышит грозный приговор. Лик
Христов строгий, губы сомкнуты, глаза не
излучают сияния. Совершается правосудие
Божие.
О, как часто, мои дорогие,
утешая себя в муках обличения совести, в
наших бедах и скорбях мы напоминаем себе
о бесконечной любви Божией к нам и
забываем напоминать себе о том, что Бог
есть не только Бог любви, но и Бог правды...
Веками, тысячелетиями
накапливался грех в человеке со времени
грехопадения первых людей. Ко дню
рождения на земле Спасителя неисчислимы
были грехи человеческие. А сколько их
было впереди?
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына
Своего единородного, дабы всяким,
верующий в Него не погиб, но имел жизнь
вечную» (Ин. 3,16). Вот что свело любовь
Божию на землю.
Митрополит НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
Слово,
сказанное в Ильинской церкви, что в
Черкизове г. Москвы.
ЛЮБОВЬ И
ПРАВДА
Земной подвиг
Господа Иисуса Христа это подвиг
любви. Спаситель учил: «Нет Больше той
любви, как если кто положит душу свою за
друзей своих» (Ин. 15, 13). И Сам Он превзошел
эту высшую ступень любви: Он умирал не за
друзей, а за врагов, потому что каждый
грех вражда против Бога (Иак. 4, 4).
Господь показал нам в Своем подвиге
непостижимые умом и сердцем человека
вершины любви.
Но в этой же крестной смерти
Господа Иисуса Христа открылась не
только любовь Божия, но и закон правды
Божией. Преступление человека должно
было быть искупленным, и только Сын Божий,
взяв на Себя грехи всего мира, мог стать
выкупом за эти грехи перед лицом
Правосудия Божия. В этой искупительной
жертве Богочеловека «милость и истина
встретились, правда и мир облобызались»
(Пс. 84,11).
Господь Спаситель, принесший
Себя в жертву во имя любви к людям,
оставил нам Свою проповедь любви. Каким
божественным огнем горят, каким небесным
сиянием искрятся слова Христовы о любви:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг
друга» (Ин. 13,34). «Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим... и Ближнего
твоего, как самого себя» (Мф. 22, 3739).
«Будьте милосерды, как и Отец ваш
милосерд» (Лк. 6, 36).
Мир, погрязший во взаимной
злобе людей между собой, в их грехах и
пороках, был поражен величием этой
проповеди и отозвался на призыв Христов
тысячами христианских мучеников,
подвижников и просто рабов Божиих,
посвящавших свою жизнь Господу и
остававшихся верными Ему до смерти.
Живя среди людей, проповедуя любовь,
Господь Иисус Христос в Своем
собственном лице открыл Себя миру как
носитель этой божественной любви, но Бог
наш не только Бог любви, но и Бог
правды. Мы видим проявления этой правды в
дни земной жизни Господа Иисуса Христа.
Спаситель с гневом обличает книжников,
мытарей и фарисеев в их беззакониях. Он
изгоняет бичом из храма торгующих в нем и
оскверняющих этой торговлей «Дом
молитвы». Но Он же и принимает тех же
кающихся мытарей в семью Своих
детей. Он бичует
грех с целью спасти человека: ведь для
того Он и пришел на землю, чтобы «взыскать
и спасти погибшее» (Мф. 18,11). И в сердце
Иуды, в минуту предательства, Он стучится
с той же целью: «Иуда, целованием ли
предашь Сына Человеческого?» (Лк.22, 48).
Правда Божия растворяется в
любви Христовой. «Милостив Господь и
праведен» (Пс. 114, 5).
Таков Христос Спаситель и по
Своем Вознесении. Из любви к людям Он
основал Свою Церковь на земле, чтобы она
раздавала им Божию любовь в благодати Св.
Духа, кающимся божественное прощение;
взыскивала и спасала погибающие в грехах
человеческие души.
Мы, сыны и дочери Православной
Церкви Христовой, а через нее дети
Небесного Отца, купаемся в этом море
божественной любви во все дни, пока живем.
Уже с дней младенчества Господь
принимает нас через святое Крещение в
Свою семью, питает нас духовной пищей,
дает нам в спутники земной жизни
ангелахранителя. И в течение всей своей
земной жизни мы идем в храм Божий, к
подножию креста Христова, со своими
грехами и скорбями, чтобы получать здесь
утешение от божественной Любви. Сколько
бы раз мы ни падали во грехах, столько раз
прощает нас Господь, когда мы плачем о
своих падениях. Все мы хорошо знаем
благодатную силу и правду слов св.
Псалмопевца: «Щедр и милостив Господь,
долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 8).
И в нашей земной жизни мы видим,
как любовь Божия сочетается с правдой
Божией. Над нами не только простирается
покров любви Божией, но и совершается суд
правды Божией: Господь посылает нам за
наши грехи болезни, вразумляет нас
несчастиями. Пока мы живем, этот суд
правды Божией изливается из недр той же
божественной любви. «Господь кого любит,
того наказывает» (Евр. 12,6), говорит
слово Божие. Самые испытания и скорби
Господь посылает по любви Своей к нам.
Господь наказывает, но Он и прощает при
нашем к Нему обращении, отнимает от нас
скорби или дает силы их переносить.
Вот человек умирает. Он поступает под действие
суда правды Божией, получая
предопределение или к блаженству, или к
мукам. Но и здесь, пока не наступил
последний день этого мира, бессмертный
дух наш будет согреваться любовью Божией.
Господь дает молитвам Церкви, бескровной
жертве и милостыням силу облегчать
посмертную участь умирающих с верою. И в
загробном мире правда Божия покрывается
любовью Того, Кто есть Любовь!
Наступит день, когда Господь
Бог явит Себя во свете только Своей
правды. Ждет ли человек этого дня или не
ждет, думает ли он об этом или нет, хочет
ли он его наступления или нет, этот
день придет. Слово Божие говорит нам о
том, как во славе Своей второй раз явится
на земле Господь Иисус Христос, явится
для того, чтобы быть Праведным Судией,
судить живых и мертвых. В этот день Он
откроет всему человечеству только лицо
Своей вечной правды. «Господь будет
судить вселенную по правде, совершит суд
над народами по правоте» (ПС. 9, 9),
пророчески восклицает св. Псалмопевец. И
св. апостол Павел учит нас: «Всем нам
должно явиться пред судилище Христово:
чтобы каждому получить соответственно
тому, что он делал, живя в теле, доброе или
худое» (2 Кор.5,10).
И после Божественного
приговора, когда с небес будет сходить
«Новый Иерусалим», и будут открываться
врата его для верных детей Божиих,
одесную Бога будет сиять одна любовь, в
лучах которой будут блаженствовать все
истинные рабы Господа своего, «Его же
Царствию не будет конца». Атам, где будет
царить вечный мрак, и где вечная скорбь
будет наследием нераскаянных грешников,
будет Царство одной правды Божией, по
закону которой чуждая Богу, порочная душа
вкусит горький плод своей земной жизни.
«Правда Господня пребывает во век» (Пс. 110,
3). Эти истины запечатлела кисть художника
на стене Иерусалимского храма.
Ах, дорогие мои, будем страшиться, пока
живем, злоупотреблять любовью Божией! Да
не будет среди нас ни одного грешника,
который оставался бы нераскаянным! Своею
жизнью, согласной с евангельскими
заповедями, будем достойны неисчерпаемой
любви Божией. Будем готовиться к отчету
на последнем Суде Божием и будем просить
Божественную любовь, чтобы она потерпела
еще нас на земле с нашими грехами и
беззакониями, чтобы она помогла нам
познать всю сладость слить навеки
свою душу со Сладчайшим нашим Спасителем
в лоне Его Божественной любви!
КАЛЕНДАРЬ
7 Неделя 3я Великого
поста. Благовещение Пресвятой
Богородицы.
8 Собор Архангела Гавриила.
14 Неделя 4я Великого поста. Преподобного Иоанна
Лествичника.
20 Похвала Пресвятой Богородицы.
21 Неделя 5я Великого поста.
Преподобной Марии Египетской.
27 Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
28 Неделя 6я Великого
поста. Вербное воскресенье.
29 Страстная седмица.
БЛИЖАЙШЕЕ
СПАСЕНИЕ
Отлагая до
завтрашнего дня, или, вернее сказать, до
неизвестного времени, исправление своей
жизни, грешник как бы так рассуждает сам с
собою: «Чтобы исторгнуть из моего сердца
страсть, я буду ожидать, пока она еще
глубже пустит в нем свои корни. Чтобы
потушить огонь, меня пожирающий, я
подожду, пока он сделается неугасимым.
Чтобы избавиться от оков, меня
обременяющих, я помедлю, пока еще более
увеличится их тяжесть. Чтобы
освободиться от зловонного ила грехов, в
котором я задыхаюсь, я останусь в нем до
тех пор, пока совершенно в нем
погрязну». Таким образом Богу он
посвящает свои неисполненные желания, а
во грехах проводит всю свою жизнь.
Всякий грешник, отлагающий
свое обращение, как бы говорит Богу: «Боже
мой! Я отказываю Тебе в том, что могу
сделать, и что должен воздать Тебе; но в
приношу Тебе то, чего у меня нет, и обещаю
тебе то, чего я, может быть, никогда иметь
не буду».
Более или менее всякий думает
спастися: но беда в том, что многие не
хотят БЛИЖАЙШЕГО СПАСЕНИЯ (Рим13, 11).
Св. Филарет Московский
ТЕЛЕПУЗИКИ
-
НАШЕ БУДУЩЕЕ?
«Телепузики» телепрограмма
РТР в 7.15 по будням или в 8.20 по выходным для
самых маленьких, на которую на РТР
ежедневно отводится полчаса времени. Так
зовут четырех ее героев –
человекоподобных толстеньких существ с
антеннами на головах и телеэкранами на
брюшках. Живут эти самые телепузики под
улыбающимся солнышком на полянке,
усыпанной цветами, живут весело и
беззаботно.
Коль скоро это – передача
детская, значит, несмотря на
развлекательный сюжет, она должна чемуто
учить своих зрителей. Так чему же? Как ни
странно, из передачи в передачу маленьких
зрителей учат... безделью. Причем безделье
отождествляется со счастьем. Надо
стараться, чтобы не только действием, но
даже и словом не соблазнять других.
«Распорядок дня» телепузиков:
проснулись, побегали по травке.
Посмотрели телесюжет про то, как растут
ананасы. Легли смотреть на облака. Потом
нюхали цветы на полянке. Когда перенюхали
все цветы, отправились искать кроликов.
Поглядев на кроликов, побегали вокруг
пузедомика. После чего отправились спать.
Причем из передачи в передачу
показывается, насколько довольны
телепузики такой жизнью.
Четверка
бездельников умильными голосками
внушает зрителям: «Да-да, мы оченьочень
счастливы!» Между прочим, о том
сильнейшем воздействии, которое
оказывает на детей информация с
телеэкрана, еще в 1982 г. православный
иеромонах отец Серафим (Роуз) говорил вот
что: «Телевизор часто становится тайным
домоправителем, диктующим современные
ценности, мнения, вкусы. Если у вас есть
маленькие дети, вы знаете, насколько это
верно, если они видели чтото по
телевизору, очень трудно бывает бороться
с этим новым мнением, которое дано
телевидением как авторитетное».
Страшно подумать, кем вырастут
детишки, которые доверчиво смотрят
передачу про телепузиков, вовсе не
догадываясь, что скрывается за
идиллическим сказочным сюжетом.
А ведь в
прежние времена в России детей
сызмальства приучали к труду. Так, в житии
праведного Артемия Веркольского
говорится, что он начал помогать своему
отцу в крестьянских трудах с пятилетнего
возраста. И смерть двенадцатилетний
отрок Артемий принял тогда, когда вместе
с отцом боронил поле...
Безусловно, труд,
которым занимались дети, носил
разнообразный и посильный характер.
Например, в Иоанно-Богословском
монастыре, основанном в пинежском селе
Сура праведным Иоанном Кронштадтским, в
числе послушниц были девочки 12–14 лет. Они
несли посильные послушания на кухне, на
клиросе, а также в качестве свещеносиц.
Двум малолетним сурским воспитанницам
(Анне Даниловой и Антонине Малкиной) в
качестве послушания было заповедано
учиться в школе, которая была открыта при
монастыре. Таким образом, и учеба
приравнивалась к труду. Но в передаче про
телепузиков ни о каком ученье,
естественно, нет и речи.
Зачем лодырям учиться? Ведь
ученье, как известно, свет... Обращает на
себя внимание убогий лексикон
телепузиков. Ведь их словарный запас
почти полностью состоит из междометий,
охов и вздохов. Вдобавок ко всему,
картавосюсюкающий характер их речи вряд
ли будет способствовать тому, чтобы дети,
которые смотрят программу, научились
говорить правильно. Чем больше смотришь
программу про телепузиков, тем более
становится понятным, что она носит не
развивающий, а оглупляющий характер. На
протяжении передачи ее герои с визгом
носятся
тудасюда по полянке, пугая пасущихся
кроликов, прыгают, трясут и крутят
животиками, пожирают «пузеблинчики». Да
поют песенки типа: «Телепузик, телепузик,
всем привет! Телепузик, телепузик, мы
друзья!» После этого остается только
сожалеть о замечательных, добрых, умных,
веселых песенках, которые распевали
герои мультиков прежних лет. «Поделись
улыбкою своей, и она к тебе не раз еще
вернется», «одному на свете грош цена», «в
полдень или в полночь друг придет на
помощь», «каждомукаждому в лучшее
верится»... Эти песенки, такие на первый
взгляд бесхитростные, учили дружбе,
жертвенности, честности, любви к людям.
Что касается
нравственных идеалов, которые
воспитывает в своих зрителях программа «Телепузики»,
то это хорошо видно на примере вот такого
сюжета одной из передач. Телепузики
собрались поесть. Но на столе оказался
один большой пузеблинчик, который не
сумели съесть три более крупных
телепузика. Проще всего было бы поделить
блинчик на четыре части. Но нашим героям
отчегото это не пришло в голову.
Проблему
решила Ляля, которая в одиночку
справилась с огромным блинчиком. И все
телепузики (оставшиеся в результате
голодными) почемуто кидаются обнимать и
поздравлять эту самую Лялю...Разве это не
прекрасный способ воспитать у зрителей
жадность и самолюбие? Оказывается, чтобы
получать похвалы от друзей, не надо ничем
и ни с кем (в том числе и с ними) делиться. В
отличие, кстати, от прежних российских
мультфильмов, где любая «хорошо
воспитанная мартышка» знала, что банан
покажется гораздо вкуснее, если им
поделишься с друзьями.
Телепузики живут «за
холмами, за лесами». Говоря попростому,
«за бугром». Так в народе частенько
именуют заморские края «рай на земле»,
что сулят своим слушателямпрохожим на
улицах адепты американской секты
«Свидетели Иеговы». Те же цветочки,
добрые зверюшки – от кроликов до тигров.
Те же фальшиво звучащие уверения: «Дада,
мы так счастливы!»
А напоследок – самое
главное: это персонаж, которому полностью
подчиняются телепузики. Именно он каждое
утро выпускает их погулять-попрыгать из
полуподземного «пузедомика». Он следит
за ними через перископ откудато изпод
земли и зловещеметаллическим голосом
вопрошает: «Куда делись телепузики?»
Именно он насильно отправляет их спать,
чему они нехотя, но все же повинуются.
Именно он комментирует их действия,
заставляя их верить в то, что они
счастливы и уверять в этом зрителей. И
телепузики вовсе не так свободны и
беззаботны, как кажется на первый взгляд.
Потому что, хотя их жизнь представляет
собой непрестанную цепь развлечений,
иначе как рабством ее назвать нельзя.
Ведь телепузики живут под чьимто
постоянным контролем и по чьим-то
приказам. Уже упоминавшийся выше отец
Серафим (Роуз) писал, что «мир, который
создал наше избалованное время,
предъявляет душе требования – в религии
ли, мирской ли жизни, которые можно
назвать ТОТАЛИТАРНЫМИ». И не случайно за
символикой развлекательного
американского «Диснейленда» он
разглядел лагерные вышки Гулага...
Страшно жить по чьей-то недоброй и
безбожной воле. Но еще страшнее то, что
нам сейчас внушают, что такая жизнь как
разто и является счастьем. И навязывают
нам именно такой образ жизни. И, пожалуй,
перефразируя известный лозунг, можно
сказать: «Телепузики – наше будущее!»
Пока этому еще можно противостоять.
Испокон веков Россия была непобедима
благодаря тому, что свято хранила она
православную веру. Эта вера, и сейчас
может помочь нам не поддаться обману, не
превратиться в «телепузиков», покорно
пляшущих по приказу заморского
кукловода. Но на этот счет пусть каждый из
вас подумает и примет решение сам.
© Монахиня ЕВФИМИЯ (Пащенко),
Архангельск
Св. Макарий Великий
Кто смотрит на зло без
отвращения, тот станет смотреть на него с
удовольствием. Душа может противиться
греху, но не может без Бога победить или
искоренить зло. Блаж. Августин Как бы ни
были безобразны и отвратительны грехи,
привычка делает их маловажными и
ничтожными.
Андриан Югский
Как глупа эта
поговорка: «Как все, так и я!» Если бы Ной
был как все, то и он бы погиб со всеми.
Скажет кто-либо: «Не один я грешу». На сие
ответ для всех таков: во аде места
достанет!
Авва Дорофей
Малый грех может
довести человека до великих беззаконий.
Шалун может сделаться злодеем, остряк
богохульником. Как бы ни казался грех
малым, он всетаки есть злое семя, из
которого может вырасти огромное зло. Это
то же, что семя ядовитого растения: что
меньше его? А как смертоносны плоды, когда
оно возрастет! Таковы, например, опыты
невоздержания в вине, делаемые сначала
для развлечения, и часто кончающиеся
пьянством. Такова склонность слушать
насмешки над другими и даже клевету: по
началу это шутка не более, а между тем
обращается в привычку к насмешливости,
пересудам и сплетням.
Всякий преступник
вначале был невинным и не вдруг сделался
великим грешником. Первый шаг его на пути
порока был мало заметен, но, не быв
остановлен, он послужил началом ужасных
злодеяний. Душегубец, быть может, сначала
задушил только птичку. Не должно
допускать и малых начал зла. Грех как
огонь, которым шутить очень опасно.
Остерегайся малого,
чтобы не впасть в большее.
Авва Исаия
Небольшую причиняет
боль царапина иголкою, но если бы кто
вздумал долго накалывать свое тело на
одном и том же месте, то такая шутка имела
бы вредные последствия: ибо случается,
что едва приметная заноза производит
столь сильное воспаление, что признается
нужным отсечь целый член. Подобный сему
желающий душевного спасения должен
беречься и малых грехов и приносить в них
покаяние, потому что многократное
повторение малых грехов или
непосредственно ведет к беззакониям, или
есть уже смертный грех, лишающий душу
благодатных сил ее. Убегай даже самых
малых грехов, потому что не удаляющийся
от малых непременно впадает в большие и
тяжкие.
Возобладай над чревом
Св. Василий
Великий
Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи. Те,
которые воздерживаются от пищи, а ведут
себя дурно, уподобляются диаволу,
который, хотя ничего не ест, однакож не
перестает грешить.
Св. Филарет Московский
Сколько различных
искусств, веществ, орудий употребляет
разумный человек для того, чтобы
наполнить малое и несмысленное чрево? Как
унижает разум, когда истощается в
изобретениях, чтобы дань, ежедневно
требуемая чревом, как неумолимым
владыкою, была ему приносима, как можно в
большем изяществе, и была им приемлема,
как можно в большем количестве! И как
ругается над сим раболепствующим разумом
чрево, концом всех его забот о изяществе
полагая нечистоту и смрад!
Облегчение поста для немощных
дозволительно, по правилу церковному
(Прав. Апост. 69), и весьма справедливо,
потому что немощь сама собою доставляет
то, что ищется посредством поста, то есть
укрощение чувственности и бездействие
плотских страстей; и, следовательно, для
немощного не то нужно, чтобы усмирять
плоть постом, а то, чтобы немощное тело
поддерживать питанием и врачеванием,
дабы оно не сделалось вовсе неспособным
служить душе.
ИЗ ДРЕВНЕГО
ПАТЕРИКА
Один старец сказал: «Чудное
дело! Мы приносим молитвы так, что
представляем Бога присущим и слушающим
слова наши; а когда грешим, то делаем так,
как бы Он не видел нас»
В ДК «Родина»
в воскресенье 28 апреля
в 17.00 состоится Православный
вечер:
«ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
в программе:
- Церковные песнопения
Великого поста и страстной седмицы в
исполнении хора Преображенского
собора гор. Бердска
- Беседа настоятеля
Преображенского собора священника
Василия Бирюкова: «О Великом посте и
Страстной седмице»
- Ответы православного
священника на вопросы
Вход свободный
Дорогие родители!
В ЦО «Пеликан» (бывшая сш №3)
набирается православный первый
класс. По вопросам записи
обращаться к заведующей Воскресной школы
Голиковой Н.Н.
|