Газета Бердск православный

      Содержание                        Главная                       Архив новостей 

 Февраль №3 (13) 2002


ЦЕРКОВЬ ОСТРОГА НА БЕРДИ

Исторический очерк православного храма СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ гор. Бердска

История любого города не менее интересна, чем история края или целого государства. Их судьбы настолько тесно переплетены, многовековое наслоение событий в такой степеии касается тех и других, что, позвав историю города, в котором живешь, глубже познаешь историю родного края и проникнишься к ним еще большей любовью. «Самое легкое начинать с начала, ибо с другого места труднее», — говорил Ян Коменский. Знаменитый педагог, безусловно, прав, и надо послушаться его мудрого совета.

В предлагаемом вашему вниманию историческом очерке делается попытка осветить как можно полнее историю города Бердска. И, говоря словами Фукидида, я буду удовлетворен, если труд мой окажется полезным тому, кто ищет достоверных сведений о данном предмете.Несправедливо утверждать, что о истории Бердска вообще ничего не написано. 

Несколько страниц «Острогу на морском дне» уделено К. А. Нечаевым в его популярной книге «Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской области», изданной шесть лет назад и ставшей уже редкостью. Там есть немало сведений о Бердске, но так как автор не ставит своей целью писать историю одного города, изложение о нем сжато.Ряд фактов, заслуживающих внимания, содержится в брошюре Е. Н. Сметанина и Ф. Л. Уразова «Бердск в прошлом и настоящем».Но в 60 строках, посвященных прошлому Бердска, естественно, многого не скажешь. 

Статьи о истории Бердска имеются и в периодической печати. 2 марта 1946 г. под рубрикой «Города нашей области» поместила статью о Бердске газета «Советская Сибирь», которую 7 апреля того же года перепечатал «Бердский большевик».К сожалению, в этой статье нет ни одной сноски на исторический источник или документ. Материалы, касающиеся истории родного города, не раз помещала газета «Ленинский путь». 

Но фундаментального исследования по истории Бердска нет, а город достоин этого.В связи с сооружением Новосибирской ГЭС территория старого Бердска попала в зону затопления. Его жители могли бы разъехаться по разным селам и городам области, как это нередко делается в подобных случаях, но они слишком любили свой город, чтобы так бесславно предать его забвению. На берегу Обского моря по прежнему стоит город с прежним названием. Он больше, чище и красивее старого. Бердчане просто-напросто перенесли его на другое место и отстроили заново. Им и посвящается этот очерк. 

НОВГОРОДСКИЕ УШКУЙНИКИ.

ЕСЛИ присоединение Сибири к Русскому государству связано с именем Ермака, то проникновение русских в Сибирь началось за четыре столетия до его похода. Первыми русскими людьми, посетившими Сибирь, были новгородские промысловики- ушкуйники. Что же влекло их в эту далекую и неведомую страну? Конечно, не сбор этнографических данных, хотя интерес к народам, обитавшим по ту сторону Камня, был, несомненно, велик. 

Причиной столь рискованных предприятий, на которые решались новгородцы, была добыча пушнины, драгоценных собольих мехов. Водным путем через Двину, Белое море, Ледовитый океан они достигали берегов Оби. Таким же путем возвращались обратно. Впоследствии были найдены сухопутные пути через отроги Северного Урала. Промысел не встречал препятствий до тех пор, пока новгородцы не натолкнулись на сильное и воинственное племя — югру. В 1193 году был совершен поход в. Югорскую землю, чтобы обложить данью местное население. В дружине Андрея присутствовал священник Иван Леген, чтобы способствовать распространению христианской веры между покоренными. Поход окончился неудачно: около ста человек погибло в борьбе с югрой. из оставшихся в живых восьмидесяти человек в Великий Новгород вернулось менее половины Четвертая новгородская летопись сообщает, что в 1357 году был с дружиной удальцов в Югорской земле Самсон Колыванов, 

В 1446 году новгородские воеводы Василий Шенкурский и Михаил Яковлев пришли в Югорскую землю с трехтысячным отрядом. Построили небольшую крепость. Югорцы сделали вид, что покорились, но когда дружина разошлась по станам и урочищам собирать дань, они восстали, сожгли крепость и прогнали новгородцев. Часть воинов и смердов, не желая быть в подчинении бояр и воевод, а так же притеснять местное население, ушла вглубь Сибири для вольной жизни. В 1460 и 1476 годах они построили села Кирзу и Шибково — первые русские поселения в Новосибирской области. 

«Архангелогородский летописец» рассказывает о походе московской рати, предпринятом в 1483 году. «Князь великий — послал рать... в Югру на Обь великую реку». Так задолго до похода Ермака русские не только были знакомы с сибирским краем, но и основали здесь ряд селений. 

Иерей Игорь Затолокин

(продолжение следует)


ФЕВРАЛЬ — СЕЧЕНЬ, СНЕЖЕНЬ

Коренными славянорусскими названиями этого месяца были: сечень (имя общее ему с январем) или снежень, от снежного времени года. Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского Бога, которому был посвящен. 

Это название часто встречается в старинных наших месяцесловах и святцах. Иногда еще в наших летописях месяц февруарий называется свадьбами, так как это время на Руси посвящалось разыгрыванию свадеб. Так, под 1402 г. Псковской летописи читаем: «явися звезда хвоститая на западной стороне, и восхождаше с прочими звездами от свадеб до Вербной субботы». 

В Малороссии с XV века, по подражанию полякам, месяц февраль стал называться лютым; поселяне же северных и средних губерний русских поныне зовут его бокогреем, так как тогда скот выходит из хлевов и обогревает себе бока на солнце.


6 февраля день памяти 

СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

Молитва Блаженной Ксении Петербургской:

О, непростая образом жития своего, бездомная на земли, наследница же обителей Отца Небеснаго, Блаженная страннице Ксение! Якоже прежде к надгробию твоему, недужнии и скорбнии припадавши и абие утешениями! исполняеми, аще ныне и мы, обуреваеми тлетворными обстоянии, к тебе прибегающе, с надеждою просим: помолися, благая небошественнице, да бы исправилися стопы наша по словеси Господню к деланию заповедей Его, и да упразднится богоборное безбожие, пленившее град твой и страну твою, повергающее нас, многогрешных, в смертное братоненавидение, гордое самовозбешение и хульное отчаяние. О, Блаженнейшая Христа ради, посрамившая суемудрость века сего, испроси у Творца и Подателя всяческих благ смирения, кротости и любве в сокровище сердца нашего, веры в укрепление молитвы, надежды в покаянии, крепости в многотрудном житии, милосердного исцеления души и тела нашего, целомудрия в супружестве и благопопечения о ближних и искренних своих, всего жития нашего обновление в чистительней бане покаяния, яко да всех хвально воспевающе память твою, прославим в тебе чудоденствующаго Отца и Сына и Святаго Духа. Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь. 


1 февраля день памяти

 ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО

СВЯТЫМ ДУХОМ ВСЯКА ДУША ЖИВИТСЯ 

Так несродна с нашей природой злоба, однако вкравшаяся в нас отвне преступлением первого человека и уже применившаяся к нашему естеству, так через несродный естеству нашему дар Духа Святого, дар Небесный, нам нужно изгнать эту злобу из естества нашего и восстановить в первородной чистоте природу нашу. Ибо если естество наше, злобой оскверненное, не освятится Божественной любовью, то мы не можем быть до конца исполнителями Божественных заповедей, не можем также получить и Царство Небесное.Душа же, удостоившаяся принять эту силу и Божественный огонь сей, душа, имеюшая в себе любовь Небесного Духа, легко разрешается и от любви к миру, и от уз злобы и греха. Прибегнем же усердно к зовущему нас Христу, изливая к Нему сердце свое, не вознаградим же о спасении, придя в отчаяние, ибо диавольская хитрость приводит нас в отчаяние воспоминаниями прежних грехов. Нам же нужно так рассуждать: если Господь, пришедши на землю, для слепых, глухих и расслабленных был Врачом, восстанавливая их в первое здравие, если Он даже и мертвых истлевших воскрешал, то тем скорее уврачует и слепоту ума, и расслабленность души, и глухоту сердца.

Преподобный МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ


2 февраля день памяти

ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ ВЕЛИКОГО 

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ ВЕЛИКОГО 

А первый год по освящении лавры, когда братия вместе с преподобным находились в великом стеснении, на первое время был поставлен экономом Дометиан. Случилось однажды, что толпа армян, шедших из Святого Града к Иордану, свернула с пути вправо и пришла в лавру. 

Их было не менее четырехсот человек. Увидев их и заметив, что они голодны, преподобный призвал Дометиана и сказал: «Предложи этим людям поесть». Дометиан же отвечал: «Отче! Келарь не имеет чем насытить десять человек. Откуда же я возьму хлебов для такого множества народа?» Святой Евфимий, исполнившись Духа Святого, сказал: «Ступай и исполни, что я повелел тебе, ибо Дух Святой говорит, что люди эти будут есть досыта и нам достанется пища в изобилии». 

Дометиан, пойдя в хлебню, где лежало до того немного хлебов, не мог отворить дверь, потому что Божие благословение наполнило келлию доверху. Призвав некоторых из братии, он с их помощью вышиб дверь, и хлебы высыпались из хлебни. То же благословение произошло с вином и елеем, ибо сосуды внезапно наполнились. 

В течение трех месяцев не могли вставить дверь на свое место по причине прибывания хлебов. Дометиан, убедившись в том, что чудо произошло по молитве святого Евфимия, бросился ему в ноги и просил прощения за то, что перечил ему. Старец же, вразумив его, преподал поучение о страннолюбии и надежде на Бога.


«СВЕТ В ОТКРОВЕНИИ ЯЗЫКОВ»

11 февраля Собор вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого

У многих народов, расселившихся по лицу земли после потопа, сохранились в памяти предания о Едином Боге. Но это были осколки некоего древнего ведения, не дававшие полноты понимания мира и бытия, назначения человека в мире. 

Ко времени пришествия Христа на землю невероятно умножились явления, свидетельствующие о кризисе: умножилось нечестие, беззакония, человечество постепенно погружалось во тьму.Как же можно было исцелить человечество, как исправить людей, как преодолеть тьму? На этот вопрос не могли ответить даже лучшие представители языческой культуры. Помочь могло лишь чудо. 

И в народах жило ожидание этого чуда, ожидание Бога; люди понимали, что преодолеть страшное помрачение, овладевшее ветхозаветным миром, может только Бог. И Симеон Богоприимец говорит: «Свет к откровение языков и славу людей Твоих Израиля». У пророков Давида, Исайи и др. не раз идет об этом речь о том, что некогда Господь призовет язычников.

И пророчества эти исполнились, но не сразу, не в один момент: Промысел Божий чуден, непостижим для человеческого ума; мы знаем, что Господь действует через свободную волю человека.И для того, чтобы Свет Божий распространялся в мире, человек сам должен стать светильником, как об этом сказано в Евангелии: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного» (Мф. 5,16). 

В Евангельском отрывке, который читается в день памяти святителей, говорится: «И зажегши свечу не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15). И чем больше человек очищает себя, тем больше он способен вмещать Божественный Свет, благодатные Божественные энергии по мере своего смирения, духовного труда. И вместив этот свет, он становится светильником, через него благодать Божия изливается на других людей. Поэтому распространение света, о котором говорит Симеон Богоприимец, осуществлялось постепенно, по мере того, как люди становились способными этот свет вмещать и нести его людям. 

Сначала Господь возжег 12 первых светильников: призвал 12 апостолов, затем еще 70, которые по своей простоте и вере стали способны распространять этот свет среди других людей.И вот дело чудное: от этих светильников стали возжигаться новые светильники во вселенной большие и малые. И как на службе в храме от одной свечи загораются многие, так и апостолы распространяли свет Христов по всему миру, зажигая верою сердца людей. Так свет Христов постепенно освещал Вселенную. 

И каждый человек вмещал этот свет в меру своего внутреннего духовного состояния, по слову ап. Павла: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд, и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). И первые христиане были разные кто-то был подобен свечке, а кто-то Солнцу.Трех светителей можно сравнить с солнцем христианской культуры. Они соединяли смирение, терпение и аскетический подвиг с философской и научной образованностью, исмогли этот свет излить на огромное количество людей на весь тогдашний христианский мир. Они разрешили задачу, на первый взгляд невыполнимую: как людям, воспитанным в традициях эллинской языческой культуры, объяснить христианство? 

Как учение Христа, отрицающее язычество и выдвигающее перед человеком идеал совсем иной духовности, сделать этот идеал доступным пониманию и практическому претворению? Как освятить Христом все области человеческой деятельности этику и философию, искусство и ремесло, науку и повседневный быт, семью и медицину?И они с этой задачей справились, заложив основы всей христианской цивилизации. «Свет в откровении языков», по слову Симеона Богоприимца, то есть свет в просвещение народов изливался через трех святителей и других преподобных отцов того времени. 

И христианская культура сложилась как явление, вобравшее в себя «Славу Израиля» учение ветхозаветных пророков, синайское законодательство (10 заповедей) и то, что можно было сохранить из языческих представлений об истине, гармонии, красоте, нравственности, справедливости. Новая христианская культура выдвинула новый идеал человека: не «человек гармоничный» (homo harmonicum), или «человек разумный» (homo sapiens), а «человек святой». Выставляется иная цель человеческой жизни достижение им святости, обожения. 

Труды святых отцов и самая жизнь их на основании церковности, аскетического подвига, стяжания Духа Святого, легли в основание христианской культуры. На них и исполнилось пророчество праведного Симеона о том, что Христос будет Светом для язычников и спасением, уготованным пред лицом всех людей...В какой же мере мы, православные христиане XX века, принадлежим к этой культурной традиции, продолжающейся во светильниках Божиих, и до сего дня возгорающихся по милости Господней в Святой нашей Церкви? В ней ли мы живем? В Православии ли? Не в пространстве ли иных идеалов, коих великое множество взрастил наш суетный век?


14 февраля  

ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА 

«Коммерциализацией человеческих эмоций» назвал этот праздник видный православный священник. 

У Старого Света нет противоядия от американской традиции делать деньги на всем, даже на святых...День 14 февраля в сознании православных христиан ассоциируется с днем памяти святого мученика Трифона. Но во всем мире в этот день с шумом и помпой отмечают день другого святого Валентина. Этот праздник из католического церковного календаря давно уже вышел за церковную ограду и превратился в сугубо светский. Причем шумный его характер никак не соответствует христианскому пониманию святости и величия церковного праздника. 

Во всех СМИ в день праздника наперебой излагают романтическую историю странствующего монаха, влюбившегося накануне своей казни в красавицу, дочь тюремщика. Газетные странички заполняются скабрезными картинками и анекдотами, а темы студенческих и школьных КВН крутятся вокруг «клубнички». Этот праздник, названный «днем влюбленных», можно смело назвать «днем блуда и непотребства».Но о каком же святом Валентине вспоминается в этот день? 

14 февраля Католическая Церковь отмечает память двух соименных святых пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба священномученика жили в III веке в Италии, и оба приняли мученическую смерть через отсечение главы. Так какой же из двух Валентинов является покровителем влюбленных? О чем же повествует житие священномучеников, живших в первохристианские времена, когда Церковь была едина и не было разделения на православных и католиков?В житие пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 6/19 июля) рассказывается о том, как он, после обращения в христианскую веру императорского советника Астерия, был обезглавлен по приказу императора Клавдия. Никакого намека на романтическую историю о любви в житие святого нет.

О Валентине, епископе Тернийском, в католическом мартирологе сказано, что он излечил сына важного сановника от тяжелой болезни, а затем был обезглавлен за распространение Христовой веры в городе Интерамне (современное название города Терни).Житие католическогосвятого епископа Валентина Тернийского во многом напоминает житие православного святого Валентина, епископа Интерамского (память 30 июля/12 августа). Совпадает также и время их мученической кончины. 

Так или иначе, самоотверженная жизнь и мученическая смерть этих святых достойны уважения.История праздника уходит во времена американских поселенцев конца XVIII столетия. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого Света. 

Одной из таких легенд и была история римского патриция Валентина, тайного христианина, жившего в середине III века в период жестоких гонений на христиан. Валентин не только был сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды, во время тайного венчания его служанки с римским воином (император Клавдий II запрещал римским воинам связывать себя брачными узами), стражники задержали показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого Валентина изза уважения к его званию. 

Всех задержанных обвинили в принадлежности к христианам и поместили в местную тюрьму.Патриций Валентин тщетно искал возможности поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой для них смертью, пока не повстречал дочь начальника тюрьмы слепую некрасивую девочку, над которой все насмехались изза ее недуга. Через неето и решил он отправить весточку в темницу. Ему пришла мысль отправить в тюрьму каждому из узников устное послание и вырезанное из бумаги сердечко, окрашенное в красный цвет как символ Божьей любви, которая укрепляет верующих во всех бедах и страданиях. Несколько таких сердечек с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в темнице христианам. Ободренные узники приготовились достойно встретить уготованную им смерть от диких зверей на арене цирка. 

Но неожиданно в тюрьму пришел сам патриций Валентин. Он предложил устроителям зрелища себя в обмен на свободу своих слуг. Кровавые сцены на аренах цирка, где голодные звери набрасывались на христиан, для жителей Рима обычным были развлечением. Но чтобы на арене оказался знатный патриций это стоило многого. Всех христиан отпустили, а Валентин, передав красное сердечко («валентинку») слепой дочери тюремщика, шагнул навстречу смерти. Взяв в руки бумажное сердечко, потрясенная девочка вдруг прозрела и увидела свет. Окружающие же неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка прекрасна. 

Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного ребенка. Вот такая красивая, по своей сути христианская, история.Из Америки в Европу эта легенда вернулась вместе с шумным праздником. В американизированном варианте Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал влюбленные пары. Задержанный римскими властями, в тюрьме он излечил от слепоты дочку тюремщика и влюбился в нее. Перед казнью монах Валентин послал предмету своей любви письмо в форме сердечка («валентинку»), в котором восхищался ее красотой и молодостью. Этот факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь приуготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской страстью? 

Никто из священномучеников Валентинов к легенде, которая легла в основу праздника, не имеет никакого отношения. Истинное же значение Дня святого Валентина это готовность отдать себя ради тех, кого любишь, как около 2000 лет тому назад ради нашего спасения принес Себя в жертву Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. 

Что же касается шумного светского характера Дня святого Валентина, то за это стоит попросить прощения у всех святых мучеников с именем Валентин, отдавших свою жизнь за Христа, имена которых упоминаются всуе в день разгульного праздника, а также добрым словом помянуть мужественного патриция, сложившего свою голову «ради други своя».


О сребролюбии 

 «Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон» (Сир. 31.1).  

«Любящий золото не будет прав; и кто гоняется за тлением, наполнится им» (Сир. 31,5). 

«Быть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему» (Екк. 5, 12). 

«Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти» (Притч.11, 4). 

«Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть» (Притч. 11. 28). 

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22, 1). 

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Притч. 23, 45). 

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это суета!» (Екк. 5, 9).

 «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Екк. 5, 11). 

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак. 5, 13). 

наверх